Нижний Новгород : литературно-художественный журнал. - 2020. - № 3.





     Сообщаем: «В 2020 году литературно-художественный журнал «Нижний Новгород» был награждён золотым дипломом Славянского форума искусств «Золотой Витязь» за повышение престижа и значимости литературного творчества. В этом же году на информационном портале Ревизор.ru «Нижний Новгород» был охарактеризован как «очень профессиональный журнал»



     Получили, как обычно - «кучкой» - долгожданные номера журналов «Нижний Новгород» за 2020 год, с 3-его по 6-й, занесли их в фонд, расписали каждый в электронный каталог, пришла пора поговорить об их наполнении.
    Открывается журнал рассказом Елены Николаевны Крюковой «Вера и расстрига». Писатель, взяв за основу достаточно любопытную, вызывающую интерес, историю встречи двоих при очень необычных условиях и сопутствующих этому странных обстоятельствах, заставляет читающего задуматься об очень серьезных вещах в жизни. Имена героев выбраны символичные: молодая женщина, собравшаяся в Иерусалим и с этой целью покинувшая впервые свой дом, совершившая опять-таки впервые полет на самолете до Одессы, чтобы потом на пароме – до Хайфы и там уже как-то до основной цели путешествия - Земли обетованной, носила крепкое и простое имя Вера. А мужчину, которого лишили духовного монашеского сана за неподобающие монаху речи о том, что главное в жизни во Христе – не ежедневные молитвы, а дела, поступки, любовь к ближнему, а потом совершившего тяжкий грех и тоже направляющегося на Святую Землю за искуплением и очищением, звали Алешенька (неприкаянный). Разговоры героев, тяжелая исповедь мужчины, реакция женщины и завершающий трагический эпизод этой истории для героя – это сюжет рассказа, идея которого в том, что человеку надо «идти!» И не обязательно знать, куда и зачем, ибо в самом пути и есть «весь смысл; и все чудо; и все наказанье; и все прощенье»…
     Олег Алексеевич Рябов знакомит читателей журнала с двумя рассказами: «Чудо с «Историей Плиния» и «Арифметика». Главные герои рассказов известного нижегородского писателя и библиофила – редкие и ценные книги. Первый рассказ имеет под собой историю, еще живущую в памяти нижегородцев, о возвращении венгерской коллекции книг из нашей областной научной библиотеки (НГОУНБ) на родину, о спорах и дискуссиях на эту тему, доходящих до полного «пуха и праха». Писатель, применяя метод одушевления предмета, от имени которого идет повествование, так олицетворяет образ Книги («Естественной истории Плиния Старшего»), так разворачивает сюжет, что впору сравнить его с «Рукописью, найденной в саркофаге» (жаль, объем жанра мал)! Чудесно! А второй - интересен человеческими типами, хотя сюжет также посвящен книге, страсти коллекционеров, процессу поиска и находок, принципам и беспринципности в этом увлекательнейшем деле…
     Полумистический рассказ о человеке, решившемся, наконец, исполнить свою давнюю мечту – подняться в одиночку на Эверест (пройти трек). Путешествие во времени, жуть и страх бездны, шерпа, Джомолунгма, Южное седло… – все это, безусловно, привлечет внимание к рассказу Олега Погасия «Трек».
     Не пролистайте очень маленький, пронзительный своей простотой, рассказ Владимира Лебедева «Бог в помощь» о голодной российской деревне в 30-е годы и нестандартной ситуации, которая вполне могла произойти в действительности.
     Надежда Гусева передала в журнал очень любопытный рассказ «Амари» о сиротском детстве, приемных родителях и всепоглощающей любви. Но сквозная тема повествования, которая не может не заинтересовать читателя, - характер и особенные черты цыганского народа. Эта, безусловно, интересная тема раскрыта ярко и бережно, в непривычном ракурсе через знаковый эпизод из жизни детдомовской девочки, возможно, имеющей цыганские корни и ее приемной матери, которую, вероятно, когда-то приняли и вырастили тоже цыгане…Амари ́ – в переводе с цыганского «наша»!..
     Короткие рассказы Олега Макоши всегда привлекательны, всегда найдут своего потребителя. Впервые мне почему-то стало скучно их читать.
     Дмитрий Бирман: «Коронавирус любви». Самое популярное слово настоящего времени в рассказе Дмитрия Петровича – лишь повод поведать нам очень житейскую историю о любви (или ее подобии?) и создать примечательные образы мужчины и женщины на фоне былых отношений и современности.
     О моем любимом разделе публицистических произведений – чуть позже.
     А пока хочется сказать еще о том, что в этом номере объемно (это - как всегда) и интересно представлены поэтические произведения. Это стихи Юрия Кублановского, Владимира Болохова, Анатолия Аврутина, Геннадия Иванова, Никиты Брагина и других очень опытных и молодых поэтов

Материал подготовлен гл. библиографом Л.И. Шелдагаевой