Нижний Новгород : литературно-художественный журнал. - 2019. - № 5

     Пятый номер журнала открывается поэзией. Приятный сюрприз – хорошая подборка стихов Игоря Чурдалева. Стихи, объединенные общим названием: «Все поет – и каждый не напрасен» дают оптимистичный настрой на дальнейшее чтение материалов журнала.
     Коли уж начали со стихов – поэзией и продолжим: Лидия Терехина, Евгений Витченко, Диана Кан. Настрой не сбился. Хорошее предзнаменование.
     А далее – читайте, получите большое удовольствие. Олег Макоша. Короткие рассказы нижегородского писателя, поданные как «Записки дворника» - это целая жизненная философия человека, делающего окружающий нас мир чище и лучше в прямом смысле этого слова.
     Конечно, эта работа, очень тяжелая физически, многое дает наблюдательному и думающему человеку. Можно долго вспоминать фрагменты биографий ставших широко известными писателей, поэтов, художников, которые мели и чистили от снега дворы. Эта служба позволяла и до сих пор позволяет не имеющему своего жилья человеку получить ведомственный «угол» и после работы заниматься развитием своего таланта – писать, сочинять, просто размышлять… Олег Макоша называет работу дворника еще и романтической. И разве поспоришь: «Зима, раннее утро, в морозном воздухе вкусно поскрипывает снег под ногами, и шваркает лопата в тишине. Изо рта вырывается пар, курить не хочется, а хочется быстрее закончить этот участок и перейти к следующему. Редким прохожим – холодно, а тебе – хорошо, можно даже скинуть куртку и по-молодецки, в одном свитере кидать снег. Но лучше не торопиться, а спокойно работать, вдыхая действительно свежий воздух и наслаждаясь физической нагрузкой». Думается, каждый из читающих встречал примерно такие же рассуждения настоящих дворников, воспевающих свой труд. Я слышала. Какие человеческие портреты с потрясающе интересными характерами рисует писатель, чей наблюдательный глаз, острее любого объектива, замечает и запоминает абсолютно все для своих будущих произведений! Как он рассуждает о книгах, которые приобретает на свои небольшие деньги и читает, читает… Его герои – жители домов, собаки, лопаты (!) – о, это те еще истории(!), «бухарики» и «гопники», коллеги, трактора и машины, «барин» работодатель. Конечно, слишком большое количество зарисовок, все равно перекликающихся друг с другом, немного надоедает, но замечательный язык рассказчика заставляет прочитать каждую из них, улыбаться, сочувствовать, хохотать, вздыхать… И, как ни странно, обретать гармонию в душе!
     «Интересная дамочка» - так называется рассказ Олега Рябова. Действительно, хороша была эта молодая женщина (и фигуркой, и походкой, и одеждой!) с таким редким именем Мальвина в глазах мужчин круизного теплохода «Дмитрий Донской», одного из тех красавцев-лайнеров, которые совсем недавно бороздили просторы Волги от Москвы до Астрахани и обратно. Что и говорить: найдется ли среди старшего и среднего поколения жителей Приволжского региона, кто хоть раз в жизни не предпринимал такой маршрута с целью просто прекрасного путешествия по красавице-реке, за дешевой и вкуснейшей рыбой и икрой, арбузами и дынями?! Вряд ли. Так вот и герои рассказа Олега Николаевича отправились в один из последних рейсов до Астрахани на судне с опытным капитаном Гороховым и его командой; пассажирами, среди которых были пристроенные «по знакомству» родственники капитана-наставника, в частности его тринадцатилетний племянник Алик. Глазами этого подростка, в основном, и передана эта история. Замечательные описания Волги, за которой в то время еще ухаживали и заботились, как пишет автор, «генетически понимали, что река - кормилица», очень точно переданные образы людей, каждый из которых достоин читательского внимания, сама по себе судьба главной героини, драматическая и печальная, – все это обязательно заинтересует читателя с первых страниц повествования, и не отпустит до самого конца.
     «Простиравшаяся внизу бело-серая пустыня, отражавшая своей снежно-ледяной бугристостью буйное цветение небосвода, на первый взгляд казалась незыблемой и застывшей. На деле же даже при полном безветрии пребывала она в постоянном движении и непрестанной трансформации. И оглядев её с достаточной высоты, можно было увидеть, как крупные и мелкие льдины, слагавшие этот псевдомонолитный ландшафт, где-то сходятся, налезают друг на друга, крошась и образуя подобные швам гряды торосов, а где-то расходятся, открывая через трещины и разводья черные участки несущей их океанской бездны».
     Это отрывочек из рассказа Романа Редисова «Прошлой ночью» о буднях полярников на русской станции «Северный полюс – 42» . Эта тема всегда была востребованной у наших читателей, есть даже ее постоянные приверженцы, которые с нетерпением ждут появления все новых художественных произведений: книг, фильмов, фотографий. Научные исследования, взаимоотношения этих бородачей, на длительное время изолированных от родных и друзей, городской суеты и благ и «не благ» цивилизации; психология их взаимоотношений, немыслимая красота и постоянные сюрпризы (зачастую такие ужасные) природы…Практически никогда скучными или не несущими смысла, интересного сюжета, прекрасного описания Севера, такие произведения не бывают. Хорош и этот рассказ. Читайте.
     Надо, наверное, что-то сказать о рассказе М. Стригина «Схизис». В кратких сведениях, которые всегда публикует журнал перед текстом автора, говорится о том, что Михаил Стриги - кандидат физико-математических наук, имеющий солидный список научных публикаций, свою науку бросил и занялся предпринимательством, литературным творчеством и литературными проектами. К своим пятидесяти годам он - автор нескольких поэтических сборников. Перед нами же – его прозаическое творение.
     Схизис (расщепление) - это одномоментное сосуществование несовместимых (с точки зрения здравого смысла) противоположностей, которые уживаются в человеке без борьбы, внутреннего конфликта и понимания возникающей противоречивости. Это из толкового словаря.
     Психиатрический термин автор очень точно применил для своего рассказа, поведав историю еще молодой женщины, проживающей вместе с мамой и дочкой, и до «безобразия» переживающей свое одиночество, готовой для хоть какого-то изменения опостылевшей ей жизни на все…Сложно, конечно, этот сюжет назвать не тривиальным, но уж очень физиологичны описания различных подробностей бытовой жизни, неприятны размышления героини (женщины-матери, женщины-дочери) о мешающих ей близких людях,- выдержать такое чтение сложно.
     «Распад» - рассказ А. Бабина на тему «в деревне-то было, в Ольховке»…Современная, пропадающая совсем деревня, где развалилось все производство, в том числе и ферма, на которой трудилась бо́льшая часть женского населения. Жить не на что, есть, кроме продуктов со своего огорода, практически нечего. Несчастным же мужичкам, не возделывающим даже и огорода, не гнушающимся любой работы, для того, чтобы выпить и хоть чуть-чуть закусить, остается искать пропитание в лесу, на большой мусорной куче (что при имеющихся обстоятельствах очень проблематично), прося очередной раз в долг у более менее благополучных (опять-таки по разным причинам) односельчан. И вдруг типичная история жалкой жизни в деревне и жалкого образа асоциального героя-одиночки разворачивается удивительным, оригинальным сюжетом. Безуспешно ищущий грибы Саня оказался свидетелем падения с небес с характерным свистом, «от которого мутнеет сознание», здоровенного и тяжелого предмета. После первого естественного испуга и желания спрятаться как можно глубже в землю, Саня подошел к предмету поближе, услышал жужжание механизма, увидел кружочек с тремя желтыми лопастями (знак радиации) на его боковине и поразился своей догадке: перед ним лежала настоящая атомная бомба! Так вот о злоключениях бедного Сани, в котором проснулось гражданское и человеческое сознание, желание как можно быстрее спасти односельчан, и что из этого в конечном итоге получилось, и написан этот рассказ про деревню Ольховку. И, конечно же, не про деревню он, а про людей…
     Захар Прилепин передал в журнал фрагмент книги «Есенин. Обещая встречу впереди».
     Задержка с получением нами журнала приводит к тому, что новая книга уже вышла. Тот, кто следит за есениноведением, или за творчеством Захара Прилепина, наверное, уже прочитал книгу целиком. Данная публикация – тем, кто еще не видел книгу, не покупал, не брал в библиотеке. В представленном фрагменте писателем, глубоко «нырнувшем» в историю литературы и создавшим уже несколько книг, очерков, эссе о поэтах писателях России и их творчестве (Л. Леонов, В. Личутин, Б. Корнилов, В. Луговской, А. Мариенгоф) рассматривается очень интересная и мало изученная тема: Есенин и церковь, Есенин и христианство. Прилепин пишет, что православное сознание, православная вера для Есенина в дореволюционное время – «обыденно как дыхание». Цитируя стихи поэта, раскрывая факты его биографии и протягивая ниточки пояснения к ним, писатель 21 века утверждает: «Есенин верил в бога до последнего своего дня».
     Продолжается юбилейная рубрика «Навстречу 800-летию нижнего Новгорода: эпохи, судьбы. факты».
     Философ, общественный деятель и писатель Николай Анатольевич Бенедиктов вознамерился создать собирательный портрет нижегородца и опубликовал в журнале первые наброски к этому портрету. «Попытавшись выписать имена знаменитых нижегородцев, моментально убедился, что это само по себе трудная задача. Вспомнить хотя бы знаменитые семьи, например, Боголюбовых – три академика, Добролюбовых – мыслители не только гуманитарные, ведь племянник Николая Александровича академик В. Стеклов был вице-президентом Академии наук СССР, Сеченовых – Крыловых – Филатовых, Дворжецких, Рукавишниковых, Блохиных, Свердловых, Ульяновых, Ляпуновых…И разве можно сказать, что эти нижегородские имена – предмет только нашей местной гордости? Н. Лобачевский – создатель неэвклидовой геометрии! В. Докучаев – творец почвоведения! А радио А. Попова, а полупроводники А. Лосева, а атомные творения И. Курчатова, А. Сахарова, Ю. Харитона! А механические изобретения И. Кулибина, В. Калашникова, М. Бонч-Бруевича, В. Шухова, Р. Алексеева, И. Африкантова! Я даже боюсь продолжать ряд….». А начал Н. Бенедиктов с портрета самого города, осветив его вклад в историю России и ее могучее развитие – от основания города на уникальном местоположении со всеми вытекающими географическими и стратегическими выгодами, определения его как кузницы оружия Победы в Великой Отечественной войне и т.д., города, имеющего свой, особенный «норов»: великий и простой.
     Прекрасным языком, несущим огромную смысловую нагрузку и понятным абсолютно всем, Владимир Гофман рассказывает об истории собора Архангела Михаила в Нижегородском кремле, назвав свой очерк «Сия первая церковь». Ну, кто пролистает эти 2 странички, не прочитав? Думается, никто.
     Поклонники стиля и манеры письма автора и, безусловно, единомышленники авторской позиции в философии антропоконсерватизма каждый раз ждут появления новой публицистики Владимира Кутырева. На этот раз его афористическое эссе названо «Мир и человек, которых мы теряем». Размышления, а скорее, рассуждения автора об эволюции всего живого и, конечно, человека; о глупости, которая в современном мире существует в форме знания; о свободном времени и «культуре сидящих»; о сексуальной (контр) революции; влечении к смерти, мертвому и искусственному; о разнице полов; об обществе потребления и т.д., и т.п. – обязательно найдут своего читателя.
     И вновь за перо берется главный редактор журнала О.Н. Рябов. На этот раз он воспевает читаемое слово, то, которое «было в начале», которое есть сейчас и обязательно будет! Его публицистическая статья так и называется «И все же литература». Автор статьи очень убедительно, на прекрасных живых примерах доказывает то, что бумага - самый надежный хранитель информации, которая живет уже несколько столетий. А человеческий мозг – самый мощный компьютер, который мы катастрофически недостаточно используем. А мозг надо постоянно тренировать, тестировать, т.е. ЧИТАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ!
     И еще Олег Николаевич говорит о первичности литературы и слова для всех остальных видов искусства. Приводит блестящий пример с Библией, коллективном труде не одного поколения, грандиозном произведении искусства, без которого не было бы великих творений живописи и скульптуры Возрождения, шедевров древнерусской иконописи…
     Очень хороший материл для раздумий «Почему мы становимся Иванами, не помнящими родства?..» подготовила Екатерина Зверева, писатель и публицист, педагог в третьем поколении, преподаватель языковых дисциплин в вузе. Наверное, тема, предложенная ей для раздумий читателям, ясна из заголовка. Обязательно почитайте. Хорошо узнаваемо и больно.
     Литературоведческие статьи в журнале рекомендуются нами постоянно. Не пройдите без внимания и на этот раз.
     - «А он, мятежный…»: к 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова – Андрей Румянцев;
     - «На свете мало, говорят, мне остается жить» : смерть поэта как «творческий акт» в лирике Лермонтова и Есенина. – Валерий Сухов;
     - «Как у господа в аду» : о книге Захара Прилепина «Некоторые не попадут в ад» - Андрей Коробов-Латынцев;
     - «Понять и принять» : о книге Елены Крюковой «Небо» - Сергей Анкундинов;
     - «Кто сказку сделал былью?» : о романе Андрея Рубанова «Финист – Ясный Сокол» - Марина Кулакова;
     Завершается журнал краеведческой темой. Александра Лисицына, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектурного проектирования НГАСУ, автор 90 научных статей, монографии по архитектуре города Богородска, представляет замечательную книгу в серии «Стили в архитектуре Нижнего Новгорода» - «Постмодернизм», подготовленную Ольгой Орельской и Алексеем Худиным. Автор утверждает, что это практически первая книга в России, которая блестяще освещает сложное стилистическое явление в региональной архитектуре конца XX-начале XXI веков. Книга действительно прекрасная, добавляющая гордости за наш любимый город и его людей – талантливых молодых архитекторов, которые вывели архитектурный облик Нижнего Новгорода в лидирующие города России описанного периода.

Материал подготовлен гл. библиографом Л.И. Шелдагаевой