Начало судоходного плавания по Волге и пользование ею, как путем сообщения, теряется в незапамятной дали веков. Издавна великая русская река служила для развития и поддержания культурных и экономических связей поволжских земель; экономика и развитие нижегородчины теснейшим образом связана с Волгой и волжским судоходством, поэтому Волге и волжскому судоходству издавна уделялось большое внимание властей.
    К началу XIX в. – судоходство становится промыслом, охватившим значительные слои населения – людей самых разных сословий. Если на 1820-25 гг. объемы товарооборота на судах у Нижнего составляют от 80 до 94 тыс. рублей (на 80 судов), то к 1850-55 гг. эти цифры достигают 181 тыс. рублей (на 70 судов).
    Основной перевозимый груз: ржаная мука, пшеница, пшено, греча, соль, мыло, поташ, овес, сталь, медь, железо, чугун, хрусталь. Особым «грузом» в XIX в. становятся арестанты. За навигацию 1856 г. по Волге прошло 577 судов, число рабочих на них составило 18 250 человек, общая ценность груза превысила 6 млн. рублей. К 1917 г. объемы судоходства и товарооборота только по одной Васильсурской судоходной дистанции следующие:
    - 6 490 судов за навигацию, 9 664 023 пуда клади на сумму 1 498 112 руб. 43 коп.
    Судовое хозяйство не могло существовать без береговых сооружений пристаней, затонов. Крупнейшим сооружением подобного рода на территории Н. Новгорода были Сибирские пристани, принимавшие суда с грузом для Нижегородской ярмарки и требовавшие большого внимания властей. С наступлением морозов суда устанавливались на зимовку в пристанях и затонах. Бурные весенние ледоходы приносили немалые разрушения и даже гибель судам и для борьбы с ними строились ледорезы, расширялись затоны.
    Еще одним видом промысла, издревле кормившем приволжских жителей, было устройство частных перевозов и переправ через Волгу у различных населенных пунктов.
    Говоря о волжском судоходстве нельзя обойти вниманием фигуру бурлака. Этим промыслом на Волге занимались сотни тысяч людей. Только во второй половине XIX века этот промысел стал исчезать с появлением пароходов. Средняя зарплата бурлака за навигацию составляла 150-200 рублей. К середине XIX в. в Нижнем было 33 790 бурлаков, что составляло 40% от всех бурлаков Волги.
    Обмеление Волги несло большие убытки и неприятности судовладельцам и нижегородским властям, т.к. препятствовало развитию Нижегородской ярмарки.
    В 1847 г. главноуправляющий путями сообщения граф
П.А. Клейнмихель проехал по Волге от Рыбинска до Н. Новгорода и убедился в большом вреде, приносимом судоходству обмелением. Были приняты меры по улучшению волжских судоходных путей, в том числе и по установке на опасных участках Волги знаков, указывающих на мели и перекаты, и бакенов, указывающих фарватер, возобновляемых в каждую навигацию. Углубление мелей, исправление фарватера проводились властями постоянно.
    Строение судов на Волге имеет такие же древние корни, как и судоходство: Нижний Новгород был крупнейшим судостроительным пунктом. В XIX – начале XX вв. первенствующее положение в речном непаровом флоте занимали баржи и расшивы. Деревянная баржа служила от 8 до 10 навигаций. Лучшие баржи строились в Балахне. Грузоподъемность расшив была меньше, чем у барж, но они обладали лучшей маневренностью. Валовая выручка с расшива при средней грузоподъемности в 25 000 пудов и в среднем фрахте 20 коп. с пуда достигала 5 000 рублей: плата бурлакам
2 000 руб., команде – до 300 руб., амортизация судна 800 руб., ремонт 600 руб. (итого расход 3700-3800 руб., доход – 1200-1300 руб.).
    С начала XIX века начинает свое развитие паровой флот. Первые пароходы, принадлежавшие промышленнику Н. Всеволжскому прошли по Волге в 1817 году. В 20-х годах XIX века уже 5 пароходов, принадлежавших Д.Н. Евреинову, могли одновременно провозить до 80 тысяч пудов груза. Пароходы были деревянные, очень тяжелые, с большой осадкой, часто садились на мель, путь от Астрахани до Нижнего составлял 4 недели.
    В 1830 г. императорским указом был утвержден единый флаг для всех судов ведомства путей сообщения Российской империи.
    Первое пароходное общество «По Волге» было образовано в Петербурге группой крупных капиталистов в 1842 году с уставным капиталом 225 тыс. руб. серебром. Первый пароход этого общества назывался «Волга», следующие два – «Геркулес» и «Самсон». Общество по «По Волге» впервые организовало пассажирские перевозки. Таксы на 1850 г. существовали следующие:
    1. Маршрут Н.Новгород – Астрахань
    I класс – 21 руб.
    II класс – 13 руб. 50 коп.
    III класс – 6 руб.
    1. Маршрут Н.Новгород – Рыбинск
    I класс – 4 руб. 75 коп.
    II класс – 3 руб. 30 коп.
    III класс – 1 руб. 45 коп.

    Пароходное товарищество «Самолет» возникло в 1852 году для перевозки пассажиров и легких грузов в верховьях Волги, между Тверью и Ярославлем. Но уже в 1859 году пароходы этого общества ходили до Саратова по Волге и до Перми по Каме. Таксы на проезд от Твери до Рыбинска в 1860-80 гг. составляли:
    I класс – 6 руб.
    II класс – 4 руб.
    III класс – 3 руб.

    В пятидесятые годы образуются другие пароходные общества: «Польза», «Кавказ и Меркурий» и другие. Крупнейшими пароходствами были образованное в 1906 г. «Торгово-промышленное товарищество Якова Спиридоновича Чернонебова» и – в 1907 г. – Дмитрия Васильевича Сироткина, владевшие соответственно 11 и 15 пароходами, не считая непарового флота.
    Для защиты своих интересов судовладельцы добились в 1906 г. создания постоянной организации «Съезды судовладельцев Волжского бассейна». Возглавлял съезды бессменно Д.В. Сироткин, который к этому времени стал центральной фигурой в судоходной среде Поволжья.
    Наблюдение за порядком в судоходстве производила речная полиция, существовавшая с 1803 г. Чинам полиции приходилось не только наблюдать состояние пристаней и переправ, но и тушить пожары, спасать утопающих. За успешное действие своих подчиненных в 1903 г. начальник нижегородской речной полиции П.А. Ресин награжден орденом.
    До середины 1880-х годов волжские пароходы использовали в качестве топлива дрова. Огромное количество их приходилось возить на судах, что уменьшало их грузоподъемность. Искры, образующиеся при горени и вызывали пожары, последствия которых были ужасны. В 1884 г. обществом «Кавказ и Меркурий» впервые была применена нефть в качестве топлива. Перевозки нефти по Волге стали одним из важных видов грузооборота. Власти города были озабочены тем, чтобы хранение нефтепродуктов на берегах Волги не было опасным и не загрязняло реку.
    Пошлинный сбор с судов составлял в течение XIX в. 1 рубль с 1000 рублей ценности груза приходящего и уходящего. В 1899 г. сбор с ценности грузов был отменен. Для пополнения городской казны в 1842 г. было создано Нижегородское отделение Рыбинской судоходной расправы. Рассматривало споры по судоходству, регистрировало контракты и договоры, получало сборы с этих действий. Кроме того, существовал так называемый попудный сбор с грузов, привозимых в город и на ярмарку; он составлял ¼ коп. с пуда.

Материал подготовлен
главным библиотекарем по краеведческой работе
А.А. Медведевой

Назад