1 августа – день прославления в лике святых нашего великого земляка Преподобного Серафима Саровского.
    Саровский мужской монастырь до революции входил в Тамбовскую епархию, поэтому, к сожалению, мы располагаем малым количеством подлинных документов о Серафиме Саровском. Имеются косвенные свидетельства о почитании его личности. Самым хронологически ранним является такой любопытный документ, как отрывок из частного письма мещанки В. Поповой своему духовному отцу, диакону церкви села Шелокши Александру Григорьеву с упоминанием о благословении «Святого старца Серафима» (в это время, с 1793 по 1825 год, преподобный Серафим был в затворе).
    Известно, что по благословению Преподобного было создано несколько женских монастырей в Ардатовской округе. Самый знаменитый из них - Дивеевский. С 1825 года отец Серафим принимал деятельное участие в жизни Дивеевской общины. Мать-настоятельница общины, Ксения Михайловна Кочеулова, сообщила Ардатовскому благочинному, священнику Симеону, 31 октября 1828 г., о начале существования общины и об ее законности. Другие, менее известные обители - Ардатовская женская Покровская, Серафимо-Понетаевская женская, Абабковская женская, Ризадеевская сельская от июля 1830 г., от 1903 г. - Дальне-Давыдовская, также женская, созданная, скорее, по предсказанию преподобного Серафима, многие другие - исследователи насчитывают до 18 женских монастырей.
    Память святого старца всегда чтили на Нижегородской земле. Так, статья в Нижегородских Епархиальных ведомостях от 1903 г., "В Саровской обители", упоминает, что чугунное надгробие над могилой великого старца поставлено Нижегородским купцом Ясыревым в 1830-е гг. (На 1834 г. по материалам ревизии известны купцы г. Нижнего Новгорода - Петр Михайлович Ясырев и Михаил Егорович Ясырев).
    Известно, что прославление давно чтимого рядовыми православными батюшки Серафима во многом обязано личной инициативе Императора Николая II. Присутствие императорской фамилии на торжествах прославления придало небывалый размах и величие празднику. Согласно программе пребывания царской семьи в Сарове и Дивееве, царская семья ожидалась в июле 1903 года, но подготовка началась за год до события. Из распоряжения Начальника главного управления почт и телеграфов о подготовке к принятию паломников, от 13 января 1902 г., известно, что в Саров были заранее проведены телефон и телеграф. Были обследованы пункты, предназначенные для принятия паломников в Арзамасском и Ардатовском уездах. К 1 июня 1903 г. готовы были пункты приема паломников на 300 человек, обустраивалась целая сеть подобных пунктов. Номера в гостиницах бронировались заранее, и даже высшие чиновники администрации губернии не могли быть уверены, что им хватит места. Для обустройства гостиниц деньги выделяли и из губернского центра, и из столицы. Охраняли царственных паломников не только чины полиции (которые за добросовестность позднее были награждены подарками от царя), но и добровольцы из крестьян.
    В память о пребывании царской семьи в Дивеево осталась лампада, подаренная Николаем II.
    Память Преподобного Серафима продолжали чтить в народе и после Октябрьской революции. Когда в советское время началось преследование верующих, в особенности, священников и монашествующих, у арестованных по делу "Истинно-православной церкви" от 1931 г. были изъяты "вещественные доказательства":

1. Извлечение из записок Н.А.Мотовилова, б/д.
2. Литография "Преподобный Серафим получает исцеление от иконы Божией Матери", выполненная в Дивеевском монастыре в 1904 г.
3. Литография "Нападение разбойников на Преподобного Серафима", выполненная в Дивеевском монастыре в 1904 г.
4. Литография "Явление Божией Матери Преподобному Серафиму Саровскому чудотворцу в день Благовещения", выполненная в Дивеевском монастыре в 1904 г.
    Советским законодательством паломничества к святым местам были запрещены. Горьковский облисполком внимательно следил за предотвращением скоплений верующих, особенно тщательно охраняли Саров, как "ядерный город", и Дивеево, по причине его близости к Сарову.
    Для предотвращения ежегодного паломничества верующих в день обретения мощей св. Серафима Саровского - 1 августа - к местам, с ним связанным, предпринимались поистине чрезвычайные меры: сотрудники уголовного розыска, участковые инспектора, работники паспортного стола, депутаты сельсоветов прочесывали близлежащие деревни и села для выявления лиц, проживающих без прописки.

На дорогах, ведущих к святым камням у Сарова, организовывались круглосуточные дежурства сотрудников РОВД, дружинников и "общественности". И 31 июля - 1 августа верующих, съехавшихся со всей страны (от Москвы до Хабаровска) ловили у святых камней, ключей, на Канавке, у берез над могилами матери-основательницы Александры Мельгуновой и Дивеевских блаженных. Несмотря на регулярное противодействие властей, число паломников не уменьшалось, а география мест, откуда они прибывали, только расширялась, что подтверждало непреходящую ценность личности святого старца для Нижегородского края.
    В 1991 г., полной официальной "легализации" РПЦ, в Нижнем Новгороде встречали мощи преподобного Серафима. Об организации этого мероприятия свидетельствует Распоряжение Приокского райисполкома 115-Р от 26 июля 1991 г. "О перенесении мощей Серафима Саровского". Из Нижнего Новгорода мощи препровождались в только что возращенный Нижегородской епархии Дивеевский монастырь. Так сбылось предсказание отца Серафима о том, что вернется он в Дивеево, пройдя через всю Россию.


              Литература:
    Нижегородские епархиальные ведомости. № 9, стр. 335-338, (1 марта 1903 г.); № 12 ,стр. 452, (1903 г.).

              Основание: ЦАНО
    Ф.570, Оп.556, Д.266 (1824 г.), Л.55
    Ф.570, Оп.556, Д.201, Лл.7-8об.
    Ф.2714, Оп.2228, Д.1а, Лл.20об-21
    Ф.2714, Оп.2228, Д.1а, Л.105об 1855 г.
    Ф.5, Оп.45, Д.116, Л.85об.
    Ф.60, Оп.239а, Д.1187, Лл.252, 256об.
    Ф. 2, Оп. 6, Д. 2620, Л. 272 (1903г.).
    Ф. 2, Оп. 6, Д. 2584, Л. 7.
    Ф. 5, Оп. 50, Д. 16063, Л. 1.
    Ф. 5, Оп. 50, Д. 16063, Л. 16.
    Ф. 5, Оп. 50, Д. 16113, Л. 1,3.
    Ф. 5, Оп. 50, Д. 16063, Л. 74.
    Ф. 5, Оп. 50, д. 16113, л. 1,3.
    Ф. 570, Оп. 559, Д. 106, Л. 12.
    Ф. 2, Оп. 6, Д. 2620, Л. 352, 353-358.
    Ф. 2, Оп. 6, Д. 2621, Л. 64, 66, 66об.
    Ф.2209, Оп.3, Д.16563, Л.59.
    Ф.2209, Оп.3, Д.16564, Л.55.
    Ф. 5899, Оп. 1, Д. 116, Л. 64-66.
    Ф.6129, Оп.3, Д.1336, Л.82.

Гл. библиотекарь по краеведению
А.А. Медведева

Назад