Издревле одной из основных черт русской монашеской жизни было выполнение насельниками традиционных рукоделий, в том числе – и на продажу для заработка обителями средств к своему существованию.
    Нижегородская земля – древнейший центр старообрядчества, ставший после церковной реформы Патриарха Никона центром вполне «благонадежного» православия. Здесь основывались, росли и развивались монастыри, как женские, так и мужские. Они проживали свою такую разную, полную нестроений и одновременно примеров подвижничества историю. На 1917 г. в Нижегородской епархии было 25 монастырей: 7 мужских и 18 женских.

Древнейшие монастыри
на территории Нижегородской земли

    Феодоровский Городецкий мужской монастырь. Считается, что великий князь Юрий Владимирович Долгорукий основал в 1152 г. Городец и при нем монастырь, на месте еще более древней часовни со святой иконой Божией Матери Одигитрии. (В 1238 г. Батый сжег Городец и разорил обитель, икона чудесным образом явилась в г. Костроме в 1239 году, была поставлена в Костромской Федоро-Стратилатовой церкви и стала именоваться Федоровской. Жители Городца списали с нее копию и поставили в Городецком монастыре). В Городецком монастыре в 1263 г. скончался великий князь Александр Невский, приняв схиму с именем Алексия.
    Нижегородский Благовещенский мужской монастырь основан одновременно с основанием Н. Новгорода. Восстановил его, после разорения Пургасом в 1229 г. святитель Алексий Митрополит Московский и вложил в него древнейшую икону Корсунской Божией Матери (993 г.).
    В княжение Суздальского князя Александра Васильевича, между 1328 и 1330 гг., иеродьяконом Киево-Печерского монастыря, впоследствии архиепископом Суздальским, святым Дионисием был основан Печерский Вознесенский мужской монастырь.
    В 1530-е гг. был основан при Иване Грозном Спасский Арзамасский монастырь для крещения мордвы-эрзя.
    В последние годы царствования Ивана Грозного был основан в Арзамасе Никольский женский монастырь.
    В половине XVI в. также был основан Островоезерский Троицкий монастырь при с. Ворсма. Основатель – князь Борис Камбулатович Черкасский, которому принадлежало с. Ворсма. Он разрешил пустыннику Макарию-веригоносцу основать обитель.
    В 1634 г. в местности «Орано поле» дворянином Петром Алексеевичем Глатковым основан Оранский монастырь, прославленный своей чудотворной иконой.
    1721-1725 гг. – Ветлужский Троицкий Варнавинский монастырь (Костромская губ.);
    1848 г. – Крестовоздвиженский монастырь с. Осинки Семеновского р-на;
    1904 г. – Единоверческая женская община, бывшая старообрядческая;
    1889 г. – Лукояновский Тихоновский монастырь;
    1892 г. – Спасский женский монастырь в Лысковском уезде;
    1898 г.– Азрапинская женская община в Лукояновском уезде;

Общая статистика:

    В первой четверти XVII века в Нижегородской губернии было 8 монастырей: 5 мужских и 3 женских, с 6-ю церквами.
    В 1888 г. в нашей епархии 25 монастырей (3 единоверческих), в 1904 г. стало 8 мужских монастырей и 17 женских.
    В 1915 г.— монастырей 25: 7 мужских монастырей и 18 женских.
    а) Мужские:
    1. Архиерейский дом (3 иеромонаха, 2 иеродьякона)
    2. Нижегородский Печерский I класса (6 иеромонахов, 5 иеродьяконов). Настоятель – Преосвященный Макарий, епископ Балахнинский. Наместник – архимандрит Парфений.
    3. Нижегородский Благовещенский 3-го класса (6 иеромонахов, 3 иеродьякона, 12 бельцов). Архимандрит Иеремия, 69 лет.
    4. Городецкий Федоровский 1-го класса (16 иеромонахов, 10 иеродьяконов, 7 монахов, 8 бельцов). Архимандрит Алексий, 57 лет.
    5. Островоезерский Троицкий (4 иеромонаха, 5 иеродьяконов, 4 монаха, 7 бельцов). Заштатный настоятель иеромонах Сергий 49 лет.
    6. Оранский Богородицкий 1-го класса (14 иеромонахов, 13 иеродьяконов, 9 монахов, 8 бельцов). Архимандрит – просвещенный Иоаким, епископ Нижегородский и Арзамасский, наместник – архимандрит Серафим, 72 года.
    7. Арзамасский Спасский 3-го класса (3 иеромонаха, 3 иеродьякона, 1 монах, 1 белец).
    8. Высокогорская пустынь Арзамасская (6 иеромонахов, 5 иеродьяконов, 3 монаха, 20 бельцов). Настоятель – пресвященный Арсений, 50 лет.
    б) Женские:
    1. Нижегородский Крестовоздвиженский 1-го класса, штатный (25 монахинь, 56 белиц). Игуменья Мария, 71 год.
    2. Спасо-Зеленогорский 3-го класса, общежительный (63 монахини, 200 белиц). Игуменья Таисия.
    3. Мало-Пицкий Скорбященский внештатный, общежительный (28 монахинь, 160 белиц). Игуменья Поликсения, 53 года.
    4. Выксунский Иверский 3-го класса, общежительный (72 монахини, 412 белиц). Игуменья Серафима, 50 лет.
    5. Дально-Давыдовский Богородицкий внештатный, общежительный (37 монахинь, 197 белиц). Игуменья Августа, 68 лет.
    6. Абабковский Николаевский (Георгиевский) 3-го класса, общежительный (40 монахинь, 162 белицы). Игуменья Рахиль, 61 год.
     7. Ягодинский Введенский 3-го класса, общежительный (62 монахини, 224 белицы). Игуменья Магдалина, 61 год.
    8. Макарьевский Желтоводский Троицкий 2-го класса, общежительный (44 монахини, 156 белицы). Игуменья Рафаила, 58 лет.
    9. Осиновский единоверческий Крестовоздвиженский внештатный, общежительный (26 монахинь, 131 белица). Игуменья Агния, 72 года.
    10. Медведевский единоверческий Покровский 3-го класса, общежительный (22 монахини, 95 белиц). Игуменья Маргарита, 70 лет.
    11. Керженский единоверческий Благовещенский 3-го класса, общежительный (2 монахини, 33 белицы). Игуменья Ангелина, 63 года (ум. 23 дек. 1918 г.).
    12. Арзамасский Алексеевский Новодевичий 3-го класса, общежительный (73 монахини, 308 белицы). Игуменья – монахиня Алевтина, 77 лет.
    13. Лукояновский Тихоновский 3-го класса, общежительный (26 монахинь, 24 белицы). Игуменья Асенефа, 81 год.
    14. Серафимо-Понетаевский Скорбященский 3-го класса, общежительный (125 монахинь, 683 белицы). Игуменья Нектария, 76 лет.
    15. Серафимо-Дивеевский Троицкий 3-го класса, общежительный (145 монахинь, 1084 белицы). Игуменья Александра, 53 года.
    16. Ардатовский Покровский 3-го класса, общежительный (56 монахинь, 66 белиц). Игуменья Тарасия, 59 лет.
    17. Кутузовский Богородицкий заштатный (55 монахинь, 257 белиц). Игуменья Феофания, 74 года.
    18. Арзамасский Николаевский 3-го класса (66 монахинь, 61 белица). Игуменья Ефросиния, 65 лет.
    Сверх того, в епархии находились следующие женские общины:
    1. Знаменская при урочище «Куриха».
    2. Святотроицкая Спасская (с 1918 г. – монастырь, начальница, затем настоятельница – монахиня Антония)
    3. Маровская Крестовоздвиженская.
    4. Азрапинская Спасская.

Сведения о промыслах монастырей

    В фондах Центральной городской библиотеки сохранились неполные сведения о бытовавших монастырских промыслах; большая часть касается женских обителей.
    Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь: живопись, мозаика, финифть, школа академической иконописной живописи, завод для производства восковых свечей, пчельник, выделывание и чернение монатейного сукна, пошив одежды, обуви, белья, вязание поясов и чулок, златошвейный промысел, фотографное, метахромотипное и хромолитографное дело. Серафимо-Дивеевский – один из крупнейших монастырей епархии, поэтому совершенно естественно, что в нем присутствовали самые разнообразные и отлично развивавшиеся до 1917 года промыслы.
    Серафимо-Понетаевский Скорбященский женский монастырь: златошвейная мастерская, мозаика, финифть, чеканка иконописных образов, вышивки и вязание на продажу, выделывание и крашение материи для монастырских одежд, прядение льна и шерсти, ткачество.
    Ардатовский Покровский женский монастырь. Пошив одежды для сестер и священнослужителей, вышивка, вязание, шитье кожаной обуви, ткачество холстов.
    Спасо-Зеленогорский женский монастырь во имя иконы Спаса Нерукотворного (на месте упраздненного мужского монастыря): пошив одежды для сестер и священнослужителей, украшение икон фольгою, вязание поясов и чулок, шитье кожаной обуви, ткачество холстов.
    Мало-Пицкий Скорбященский женский монастырь. Украшение икон фольгой и цветами, вязание и ткачество для своих нужд и на продажу.
    Курихинская Знаменская женская община. Пошив одежды для сестер и священнослужителей, льнопрядение, ткачество холстов.
    Милявская женская община во имя иконы «Умиление». Вышивка, ткачество.
    Нижегородский Крестовоздвиженский женский монастырь: златошвейный промысел. Продукция монастыря получила широкую известность в России.
    Выксунский Иверский: шитье, вязание, украшение икон фольгой, башмачный промысел – собственная известная за стенами обители мастерская.
    Дально-Давыдовский Богородицкий: украшение икон, мастерская по изготовлению искусственных цветов, вышивальня; сестры вязали для своих нужд и на продажу.
    Абабковский Николаевский (Георгиевский): вышивка шерстью и бисером, златошвейное дело – самая известная в епархии мастерская.
    Ягодинский Введенский: пошив облачения для сестер и священнослужителей, плетение поясов, плетение кружев, ткачество.
    Макарьевский Желтоводский Троицкий: иконопись, шитье облачений для монахинь и священнослужителей, ткачество, льнопрядение, вязание поясов, вышивка на продажу.
    Арзамасский Алексеевский Новодевичий: иконописная и златошвейная мастерские, вязание, ткачество.
    Кутузовский Богородицкий: украшение икон фольгою, вязание, вышивка, плетение кружев, ткачество, прядение, шитье одежды для сестер и облачений для монахинь и священнослужителей, небольшая иконописная мастерская, башмачное ремесло (обучались в Иверском Выксунском женском монастыре).
    Арзамасский Николаевский: вязание, вышивка, плетение поясов, шитье одежды для сестер и облачений для монахинь и священнослужителей
    Что необходимо отметить, в целом при такой – достаточно скудной – статистике: 1) монастыри были центрами хранения и развития традиционных промыслов в Нижегородской губернии;
    2) Труд в традиционных промыслах для насельниц нижегородских монастырей был средством сохранения монашеской жизни путем поддержания старческого духа в среде сестер разных возрастов и происходивших из разных социальных групп.

Список литературы:

1. Архимандрит Серафим Чичагов. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Ч.1. – СПб, 1903.
2. Снежницкий А. Адрес-календарь Нижегородской епархии в память исполнившегося в 1888 году 900-летия крещения Руси. – Н.Новгород, 1888.
3. Макарий (Миролюбов). Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния. – СПб, 1859.
4. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. – М., 1908.
5. Храмцовский Н.И. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. – Н. Новгород. 1998.
6. Сойкин П.П. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. – СПб, 1910.
7. Букова О.В. Женские обители преподобного Серафима Саровского. История десяти нижегородских женских монастырей / О. В. Букова. – Н. Новгород: Книги, 2003.
8. Дёгтева О.В. Игумения Евгения Страгородская // Нижегородская старина. – 2007. – № 14.
9. Дёгтева О.В. Арзамасский Алексеевский женский монастырь: исторический очерк // Нижегородская старина. – 2007. – № 14.
10. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь // Храмы России. – М., 2008.
11. Монастыри и храмы Нижнего Новгорода: Путеводитель / авт.-сост. М. Пчелинцева. – Н. Новгород : Глагол, 2008.
12. Дегтева О.В. Монастырское подворье. История строительства и ликвидация // Нижегородская старина. – 2008. – № 16.
13. Букова, О.В. Из истории Лукояновского Свято-Тихоновского женского монастыря и жизни его основательницы Анны Никифоровны Листовой. – Н. Новгород: Литера, 2010.
14. Приокская глубинка: Краеведческий альманах. – Выкса: Адм. Выксунского р-на Нижегород. обл., 2008.
15. Шумилкин, М.С. Архитектура нижегородских монастырей эпохи классицизма // Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной Славянской академии наук, образования и культуры. Вып. 27. – Н. Новгород, 2010.

А.А. Медведева,
главный библиотекарь по краеведческой работе
МУК «Центральная городская библиотека
им. В.И. Ленина» г. Н. Новгород

Назад