Династия Романовых возводила свой род к Нижегородско-Суздальским князям. (Иван Васильевич Горбатый, правнук Дмитрия Константиновича Ни-жегородского, отказавшийся по договору с Московским великим князем Василием Темным от Нижнего Новгорода, имел сына – Ивана Ивановича Горбатого-Суздальского. Он при Ива-не III был наместником в Пскове. У Ивана Ивановича был сын Борис, у Бориса – Александр и дочь Варвара (или Евдокия). Она вышла замуж за боярина Никиту Романовича Захарьина и имела сына – Федора Никитовича Романова, впоследствии Патриарха Филарета, отца царя Михаила Федоровича). Поэтому традиционно Нижегородская земля пользовалась вниманием царской фамилии. Это внимание проявлялось и к святыням нашего края. В ЦАНО сохрани-лись документы, свидетельствующие о проявлениях личного благочестивого поклонения ца-рей и их семей нижегородским святыням.
     Один из самых красноречивых документов – описание па-ломничества царя Федора Алексеевича (старшего брата Петра Великого) с семьей в 1681 и и 1682 годах во Флорищеву пустынь. Описание это сохранилось в рукописях монахов обители – «Сказание о Флорищевой пустыни» и «Описание Флорищевой пустыни».
     Флорищева пустынь – одна из самых красивых обителей Нижегородской земли. Расположена она в лесу Гороховецкого уезда (ныне Дзержинского района) на горе близ реки Лух. Названа от имени владельца этого места пасечника Флора. Основана и прославлена монахами-нижегородцами, в особенности святым чудотворцем Ил-ларионом, уроженцем Нижнего Новгорода (р. 1632, в миру – Иоанн).
     Илларион стал известен в Москве, куда приходил на собо-ры по поводу раскола. Там он совершил чудо изгнания бесов из патриаршей богадельни близ Ивановского монастыря и был представлен царю, позже стал духовником царской семьи, но обители своей не оставлял. К нему во Флорищеву пустынь и совершал паломничества Федор Алексеевич с семьей, и много способствовал украшению сей обители.
     В годы советской власти, с 1924 по 1986 год, монастырь использовался под базу для воинских частей. И, несмотря на то, что неоднократно ставился вопрос о его реставрации как памятника архитектуры, находился в плачевном состоянии, о чем свидетельствуют акт осмотра архитектурного памятника «ансамбль Флорищева мона-стыря» (1948 г.) и письмо группы военнослужащих в газету «Известия» о необходимости скорейшей реставрации памятника (1985 г.).
     Императоры неоднократно посещали наш город: в 1695 и 1721 годах – Петр I, в 1768 году – Екатерина II, в 1797 году – император Павел с сыновьями – великими князями, в 1834 и 1836 годах – Николай I, в 1837 году – Александр II, и, наконец, в 1896 и 1903 годах – семья Николая II.
     Другие члены императорской фамилии также посещали наш город, например, в 1845 году – герцог Максимилиан Литенбергский. В программу по-сещения города обязательно входило поклонение чтимым обителям Волжской столицы. Су-ществовал особый порядок встречи императора нижегородским духовенством – мы можем видеть это на примере «Предписания...» епископа Нижегородского и Арзамасского Моисея, ожидавшего посещения Александра I. Встречи других императоров также отличались тор-жественностью и особым чином церковной службы.
     В первую очередь, часто прямо с корабля (как Екатерина Великая) высокий гость шел (часть пути именно шел!) в главный храм города – Преображен-ский собор. Здесь слушали литургию все императоры, посещавшие наш город. (Петр Пер-вый, празднуя свой день рождения, сам пел на клиросе с певчими и читал Апостол на литур-гии).
     Затем высокие гости обязательно прикладывались к мно-гочисленным святыням собора – богато украшенным древним иконам (сохранилось описа-ние образа Владимирской Божией Матери). Именно здесь лежали останки князей Нижего-родских, в том числе и святой княгини Вассы – в миру княгини Анастасии, супруги благо-честивого князя Андрея Константиновича. Она почитается как месточтимая святая за актив-ную благотворительность, личное благочестие и как основательница первого женского мона-стыря на Нижегородской земле. Также почивали в Спасо-Преображенском соборе останки наших святителей – митрополитов, архиепископов и епископов Нижегородских.
     Особым вниманием пользовалась гробница спасителя Отечества Кузьмы Минина. Его могиле кланялся до земли Петр I, прикладывались Николай I и Александр II. (Сохранилось описание гробницы, которая заботливо возобновлялась после перестройки храма в 1632-1653 и 1829-1834 годах; в 1672 году по приказу первого архиерея Нижегородского митрополита Филарета все захоронения заботливо перенесены в новый храм. В 1834 г., в четвертом по счету новом здании Спасо-Преображенского собора, сделан-ном по проекту архитектора Ефимова, останки князей и святителей перенесены в склеп, где в 1849 году сделали трехпрестольный храм: главный алтарь – в честь особо чтимой в Нижнем Новгороде Казанской иконы Божией Матери, южный предел – по имени кн. Дмитрия По-жарского – в честь Дмитрия Мироточивого. Здесь лежали останки князей. В северном при-деле – по имени Минина в честь Козьмы и Дамиана – лежали святители. В стены были вде-ланы бронзовые доски с позолоченными надписями имен лиц, погребенных в склепе. Теперь мы можем знать о этих надписях только по сохранившемуся в архиве делу – «Надписи на стенах, гробницах и архиерейском месте в Спасо-Преображенском соборе».
     В 1929 году собор взорвали, а гробницы князей и святите-лей, а также предполагаемую гробницу К. Минина вскрыли, о чем свидетельствует «Акт вскрытия предполагаемой гробницы Минина...».
     Во вторую очередь посещали Архангельский собор – са-мый древний собор города, перестроенный в 1624-1631 годах на сохранившемся основании храма, возведенного в 1359 году Лаврентием Возоулиным. История этого собора записана в «Кратком историческом описании о Нижегородском Архангельском соборе». Каким могли видеть знатные паломники этот собор, можно представить, посмотрев на рисунок Михаило-Архангельского собора, выполненный в 1821 году Ф.А. Владимировым.
     Посещали венценосцы и три монастыря города. Об этом свидетельствуют рапорт игуменьи Крестовоздвиженского монастыря и выполненная мона-хами Печерского монастыря памятная записка «Посещение Нижегородского Печерского мо-настыря императором Александром II». На этих нижегородских обителях хотелось бы оста-новится подробнее.

Крестовоздвиженский женский монастырь

     Этот аристократический с момента основания женский монастырь с 1815 года находился в южной части Нижнего Новгорода, близ Арзамасского тракта. Он поражал благочестивых посетителей богатством, благоустроенностью и смирени-ем юных сестер, как свидетельствует путешественник Павел Сумароков.
     Этот монастырь был основан и построен в 1355-1366 годах супругою вел. кн. Нижегородского Андрея Константиновича Анастасией Ивановной, уже упоминаемой св. Вассой (и находился рядом с Зачатьевской церковью). Впоследствии За-чатьевский монастырь был объединен с Воскресенским и Происхожденским. Воскресенский в 1621 году находился в Кремле, близ Никольской башни, и упразднен в 1723 году по мало-людству, а насельницы переведены в Происхожденский.
     Монастырь в честь Происхождения Частных Древ Креста Господня находился в XVII веке у Георгиевской башни и, по увеличении числа насельниц, в 1809 году был перенесен на современное место с новым названием в честь Крестовоздви-женской церкви. После революции монастырь этот был упразднен первым, но сестры дожи-ли в нем до 1929 года.

Печерский Вознесенский мужской монастырь

     Первоначально основан был в 1328-1330 гг. монахом Кие-во-Печерского монастыря Св. Дионисием, и находился на горе, где ныне стоит приходская Преображенская церковь. Дионисий и пришедшие с ним монахи вырыли в Волжском берегу пещеру и там поселились. Дионисий много сил отдавал воспитанию иноков, и его учениками являются святые Евфимий Суздальский и Макарий Желтоводский. По благословению Дио-нисия монах Лаврентий написал знаменитую летопись для вел. кн. Дмитрия Константинови-ча. 18 июня 1597 г. страшный оползень снес все монастырские постройки, и монастырь был перенесен ближе к городу, на современное место. Его ансамбль закончен в XVII в. знамени-тым зодчим Антипом Возоулиным. После революции монастырь разделил общую судьбу – был закрыт.

Благовещенский мужской монастырь

     Этот монастырь – самый древний в городе, основанный у слияния Оки и Волги при вел. кн. Юрии Всеволодовиче одновременно с закладкой Нижего-родского кремля, т.е. в 1221 году. В 1229 году мордовский князь Пургас выжег монастырь, а в 1369 году мощный обвал снега над монастырем с горной кручи разрушил его. Так что мо-настырь находился в запустении до 2-й пол. XIV века, когда путешествовавший через Н.Новгород в Орду св. митрополит Алексий возобновил его, построив в нем церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благодаря щедрым пожертвованиям нижегородских и московских князей, а затем царей, в XVII-XIX вв. Благовещенский монастырь сделался од-ним из богатейших на Руси и отстроился в камне.
     К нему принадлежала Алексеевская часовня, находившая-ся в конце Похвалинского съезда. Она основана также св. Алексием, на том самом месте, где он имел трапезу в 1359 г. При архимандрите Лаврентии, в 1725 г. вместе прежней часовни, вероятно, сгоревшей в 1722 г., построена новая каменная с памятной надписью о посещении Алексия-митрополита. Император Николай I, побывав в Н.Новгороде в 1836 г., повелел ее перестроить (см. «Указ императора Николая I архимандриту монастыря Иннокентию о со-ставлении проекта на отделку часовни»). Выполнить указ императора оказалось не так про-сто (о чем свидетельствует «Прошение настоятеля монастыря помощнику пристава 4-го квартала Рождественской части г. Н. Новгорода о помощи в восстановлении прав на землю, приобретенную Алексием Митрополитом). Наконец, в 1846 г. нижегородский I-й гильдии купец И.С. Веренинов «изъявил усердие и на свой счет часовню устроил». Внутри были ико-ностас и медный небольшой бассейн в виде вазы, в него была проведена вода из того самого ключа, из которого св. Алексий утолял свою жажду. Из внутреннего бассейна вода протекала в другой – на восточной стороне часовни.
     С именем митрополита Алексия связана и др. святыня мо-настыря – копия Корсунской иконы Божией Матери, оригинал которой был написан грече-ским монахом Симеоном в 993 г. (т.е. всего пять лет спустя после принятия Русью христиан-ства). Список, по преданию, был сделан в Киеве. Впоследствии в монастырь поступила и икона самого Алексия, украшенная финифтью и хранящая частицу его мощей.
     После 1917 г. монастырь был закрыт, его ценности рекви-зированы, а насельники изгнаны. В 1993 г. Благовещенская мужская обитель была возрожде-на.

     Посещали члены императорской семьи и другие чтимые обители Нижегородского края – Макарьев-Желтоводский монастырь, Иверский Выксунский женский монастырь, Оранский Богородицкий мужской монастырь, Городецкий Феодоров-ский мужской монастырь.
     С последней обителью связаны последние дни жизни вел. кн. Александра Невского. По возвращению из орды он внезапно занемог, остановился в Го-родце, принял постриг и скончался. В 1408 г. ордынское войско под началом Едигея сожгло Городец и пригороды. Монастырь запустел на 300 лет. Восстановлен в 1700 году по благо-словлению Патриарха Адриана. В 1767 г. монастырь, пострадавший от пожара, посетила Екатерина II и пожаловала деньги на собор и на братию. В 1833 г. сюда прибыл на покой бывший руководитель десятой российской духовной миссии в Китае архимандрит Петр Ка-менский, нижегородец по рождению. Но основную славу монастыря всегда составляла ико-на. Известно, что образом Феодоровской Божией Матери в 1613 г. был благословлен на цар-ский престол Михаил Романов. День этого благословения торжественно отмечался в обите-ли. В 1803 г. икона спасла от холеры Балахну, в память чего ее стали ежегодно проносить крестным ходом из монастыря в Балахну. В 1927 г. монастырь закрыт и разобран на хоз. ну-жды. А икона поступила в 1950 г. в Городецкий краеведческий музей.

Местночтимые святые

     Таковы, например, Пафнутий Балахнинский, Алексий Бортсуманский, Иосаф Печерский.
     Пафнутий Балахнинский по преданию был иеромонахом, основавшим Покровский мужской монастырь в пер. пол. XVI в. недалеко от Балахнинской крепости. За благоугодную жизнь Иван Грозный дал монастырю жалованную грамоту на содержание от казны. Цари Федор Иоаннович и Василий Шуйский, подтвердив эту грамоту, дали монастырю вотчины (случай исключительный уже!) Эти грамоты под-тверждались всеми царями до Петра I и Покровский монастырь был богат. Но в послепет-ровское время монастырь оскудел, в 1783 г. иконы разошлись по др. монастырям, и мона-стырские церкви стали приходскими. Прах Пафнутия пребывал в забвении в склепе Покров-ской церкви и обнаружил себя чудесами в 1833 г. В 1833 г. тщанием горожан над склепом устроен придел Св. Пафнутия Боровского.
     Другим местночтимым святым, не основавшим, правда, монастыря, является преподобный Алексий Бортсуманский. Это был приходской священник, а не монах. Но Св. Серафим Саровский, его великий современник, называл Алексия равным себе и часто жителей его села направлял к Алексию. Алексий Бортсуман-ский прославлен случаями прозорливости, удивительным воскрешением ребенка и исцеле-ниями на своей могиле. Канонизации Алексия помешала революция.
     Когда в 1597 г. Печерский монастырь был разрушен, не-счастье – оползень – сопровождалось чудом: у разрушенной церкви открылся гроб с нетлен-ными мощами схимонаха Иоасафа Печерского, скончавшегося за 30 лет до ополз-ня. На месте обретения его мощей был построен храм Преображения Господня для помино-вания усопших братий, в котором установили раку с мощами блаженного Иоасафа. Чудеса от них стали известны довольно скоро, а к нач. XX в. слава о чудотворце привлекала столько паломников, что собирались строить паломнический комплекс (об этом говорится в книге «Во славу Божию и подвижника благочестия древе-Печерского Нижегородского монастыря схимонаха Иоасафа...», составленной священниками Печерской церкви). Канонизации свято-го помешала революция. Иоасаф Печерский был канонизирован в 1994 г., хотя почитался и ранее.

Дивеевский монастырь и прославление Серафима Саровского

     Но, конечно, главное сокровище нашего края – святой преподобный Серафим Саровский, чудотворец, и все, что с ним связано.
     Знаменитая Саровская Успенская пустынь, где подвизался великий святой, относилась прежде к Тамбовской губернии, и потому в ЦАНО документов о ней нет. Например, в рапортах благочинного монастыря за 1840-е годы рассказывается об истории монастыря и о роли Серафима Саровского в его жизни, имеются подробные описа-ния повседневной жизни обители и ее насельниц. В светских документах хорошо отражено прославление Преподобного Серафима – подготовка торжеств в Серафимо-Дивеевском мо-настыре, всплеск паломничества и связанные с ним мероприятия (постройка гостиниц, про-ект постройки рельсового пути от Арзамаса до Сарова), и, наконец, свидетельства участия царской семьи в Сарове и Дивееве, добровольная охрана крестьянами пути следования цар-ственных паломников). Огромное значение Дивеевского монастыря как православной свя-тыни и центра духовного притяжения православных затруднило для богоборческих властей его закрытие, о чем свидетельствует «План ликвидации» монастыря. Но монастырь, даже закрытый, продолжал оставаться святым местом для православных и паломничества туда не прекращались, а в 1980-е годы были ежегодными. Вновь монастырь был открыт в 1990 году.

Подготовила А.А. Медведева,
гл. библиотекарь по краеведческой работе

Назад