Один из малоизвестных мужских монастырей Нижегородской епархии – заштатный Троицкий Островоезерский, в 58 верстах от Нижнего, при селе Ворсме в Горбатовском уезде (фотография монастыря – с сайта Народный каталог православной архитектуры. Когда-то встал он посреди Ворсменского озера, на острове, от чего и получил свое название. Местность Островоезерского монастыря живописная. С восточной стороны протекала река Доскинская, с западной – Кишма, с южной и северной обходило Ворсменское озеро, состоящее из многих островков, поросших кустарником, тростником и травою. На Кишме, протекавшей из Ворсменского озера в Оку, стояли шлюзы, которые в нужные сроки растворялись, и воды из озера уносились в Оку.
    Основание обители относится к XVI столетию, основателем почитается князь Борис Камбулатович Черкасский. Князья Черкасские происходили от племени владетельных пятигорских князей и занимали землю в Прикавказье. Они сделались известными со времени взятия Казани. Князья тогда от всей Пятигорской земли просили себе у Москвы защиты от притеснений турецкого султана и крымского хана, а затем вступили в подданство Русского Царя. Князья Черкасские с 1555 года постепенно переселялись в Москву и имели в вотчинном владении с. Ворсму с приселком Борисоглебским, называвшимся тогда Жатвенным погостом. Скоро Борис Черкасский стал в Москве родней царю Иоанну Васильевичу, боярину Никите Романовичу Юрьеву и Шереметеву. Супругой царя Ивана была Мария, дочь знатнейшего из князей Черкасских Темрюка; она приходилась двоюродной сестрой князю Борису. Никите Романовичу Юрьеву Борис был зятем, потому что был женат на дочери его Марфе Никитичне. Федор Иванович Шереметев был Борису зятем, ибо женат был на его дочери Ирине. Князь Борис был в чести при дворе и после смерти Грозного. Так, в 1952 году 14 июня он зван был царем Федором Иоанновичем в Грановитую палату на крестинный обед по случаю рождения царевны Феодосии.
    В это самое время остров, где потом находился монастырь, был необитаем и покрыт густым лесом. По преданию, первым на нем поселился пустынник Макарий в сане монашеском, веригоносец. О происхождении Макария ничего не известно. Он знал владельца острова и ходатайствовал перед ним об основании здесь монастыря. Князь Борис изъявил согласие и указал Макарию место для построения деревянного храма. В 1580 году на острове были уже деревянные братские кельи с необходимыми при них службами и деревянный двухэтажный храм с двумя престолами: вверху – в честь Пресвятой Живоначальной Троицы, внизу – в честь иконы Казанской Божией Матери, привезенной из Москвы. Основатель монастыря Макарий принял схиму и скончался вскоре по его устроении, погребен был в обители.
    С 1600 года история монастыря связывается с несчастною судьбою князя Бориса и первого из Дома Романовых Михаила Федоровича. Со смертью Федора Иоанновича (1598 г.) избран был на царский престол Борис Годунов. Естественный инстинкт человека у власти заставил его наложить опалу на Романовых как родственников умершего царя, да и на их свойственников – князей Черкасских и Сицких. Боярин Федор Никитич Романов сослан был в Архангелогородский Сийский монастырь и пострижен с именем Филарета; супруга его Ксения Ивановна, урожденная Шестова, сослана и пострижена в монашество с именем Марфы. Братья Федора Никитича также были разосланы по отдаленным местам. Шереметеву было указано место нового служения – Сибирь. Князь же Борис Камбулатович и супруга его Марфа Никитична с шестилетним сыном Федора Никитича Романова Михаилом, будущим царем, сосланы были в Кирилло-Белозерский монастырь. 22 апреля 1601 года князь Борис скончался; тело его перенесено в Москву и погребено в Новоспасском монастыре в усыпальнице, вместе с родственниками Романовыми и Черкасскими. Вдова его Марфа Никитична по ходатайству сестры своей Ирины, жены Ивана Годунова, переведена была в вотчину Федора Никитича Романова – село Клин.
    Князь Борис был как отец для племянника своего Михаила. Около сего времени он построил в Островоезерском монастыре второй храм, во имя преподобного отца Михаила Малеина. В храм он прислал иконы Спасителя и преподобного Михаила Малеина.
    Со смертью князя Бориса имения отошли его сыну Ивану Борисовичу Черкасскому, который не оставил своих видимых следов в жизни и благоустроении обители. Монастырский храм приходил в ветхость, служить в нем было невозможно. Заботу об обители и построении в ней нового храма принял на себя по данному Богу обету князь Яков Куденетович Черкасский. Он приходился троюродным братом князю Ивану. В 1662 году он построил в монастыре новый храм и по повелению царя получил грамоту от Питирима Сарского на построение нового деревянного двухпрестольного храма. Других сведений о жизни Отсровоезерской обители во времена князей Черкасских не имеется.
    В 1673 году храм Михаила Малеина сгорел. Погибли и синодик, и служебные книги. Вместо деревянных зданий в монастыре были отстроены каменные. С 1775 года имениями князей Черкасских владел род Шереметевых, представители которого не были безучастны к монастырю. В обители были соборная каменная церковь в честь Пресвятой Живоначальной Троицы, холодная однопрестольная церквь, построенная в 1693–1698 годах; купол храма шатровый. В западном правом углу похоронен основатель монастыря иеросхимонах Макарий (1580 г.). Каменная церковь Казанской Божией Матери, теплая, построена была в 1688 –1689 гг.; алтарь и храм – с каменными сводами, а паперть – с деревянным накатом. Храм во имя Преподобного Михаила Малеина в 1691–1692 гг. находился в колокольне над западными монастырскими святыми воротами вместо прежней сгоревшей надвратной церкви.
    Колокольня была построена в 1692 году каменная, восьмигранная, конусообразная, с черепичною главою и железным восьмиконечным с цепями. Она держала 7 колоколов, Деревянная часовня, четырехугольная, над колодцем, была построена в 1884 году; в ней совершалось водоосвящение.
    В источниках по истории обители в числе монастырских достопримечательностей значатся: икона Нерукотворного Образа Спасителя, та самая, пред которою младенец Михаил Федорович Романов молился о спасении своем и Отечества в заточении. Она находилась в Троицком Соборе, за правым клиросом; храмовая икона преп. Михаила Малеина содержит три изображения: преподобного Михаила Малеина и св. благ. князя Бориса, вверху – Нерукотворный Образ Спасителя; у преп. Михаила Малеина в левой руке свиток с начертанием: "се удалихся бегая и водворихся в пустыне чаях Бога", а св. благ. Борис изображен молящимся перед иконою Нерукотворного Образа Спасителя. Эта икона была в Казанской церкви, за правым клиросом.
    Монастырские здания – каменный корпус, находящийся с западной стороны монастыря, по обе стороны св. ворот и над ними – колокольня, устроенная в 1691–1692 гг. При боковых стенах ворот и колокольни корпус идет двухэтажным, и затем одноэтажным до угловых северной и южной монастырских башен. В верхнем этаже северной половины корпуса находятся кельи настоятеля, библиотека и архив, в нижнем этаже и на всем протяжении корпуса – братские кельи; в верхнем этаже южной половины корпуса находятся также братские кельи, а внизу и на дальнейшем протяжении корпуса – келарня, хлебопекарня и странноприимная комната. Всех келий в монастыре 16, а в странноприимной – три помещения. Имеются каменные два амбара, сарай конюшни и каретник, два ледника и баня.
    Монастырь занимает пространство не более десятины (50 х 40 саж.); с западной стороны защищен монастырским корпусом, с остальных трех сторон – каменной стеной высотою до 5 арш., с четырьмя башнями, устроенными в 1691–1692 гг. Кроме того, от монастырского острова к востоку имеется плотина из земляной насыпи, обсаженная разными деревьями, а через проток устроен деревянный мост, соединяющий с монастырем в летнее время. Как церкви, так и все капитальные монастырские здания устроены князем Михаилом Яковлевичем Черкасским.
    На тот момент – время своего расцвета – обитель располагала капиталом в 9715 р., пахотной землей в Горбатовксом уезде: близ дер. Полянской – 23 десятины, близ с. Наговицына, в пустоши Позорье – 8 десятин., близ с. Ярымова, в пустоши Пустовой – 1 десятина, близ с. Мартова, в пустоши Мало-Ботмановской – 50 десятин 2064 саж., близ дер. Филюкова в пустоши Малаховской – 10 десятин 1760 саж., близ с. Троицы в пустоши Лакшинской – 12 десятин 2245 саж. Из прежних владений Черкасских монастырь владел землями в Ворсме, в пустоши Мало-Никольской (64 десятины), близ д. Чудинова, в пустоши Золотиловой (1 десятина). Были еще лесные участки при Волчихинских казенных дачах по Оке. На Алатыре стояла водяная мукомольная мельница.
    Устав в монастыре был сходен с уставом всех общежительных монастырей. Братия возглавлялась настоятелем – игуменом Ефремом, выпускником духовной семинарии. Пострижен он был в 1851 году, прошел путь от послушника, иеродиакона, иеромонаха в Печерском монастыре до игумена Островоезерского монастыря (в 1884 году). Был награжден наперсным крестом. В конце 19 века в Островоезерской обители было шесть иеромонахов: Вениамин 64 лет, Анания 55 лет., Макарий 64 лет, Парфений 75 лет, Павел 56 лет, Корнилий 50 лет; четыре иеродиакона: Иосаф 46 лет, Михаил 48 лет, диаконы из белого духовенства – Василий Рокотов 73 лет и Александр Прудентов 64 лет. Из монахов – Парфений 62 лет, рясофорные послушники: Александр Сперанский 52 лет, Павел Петровский 74 лет, священник Иоанн Покровский 28 лет. Проживающих на испытании в монастыре было девять человек.

Подготовила гл. библиотекарь по краеведению
А.А. Медведева

Назад