А.В. Асеева

Орлов В. Гамаюн. – М. : Сов. писатель, 1980. – 726 с.

    А. Блоку шел девятнадцатый год, когда под впечатлением картины В. Васнецова он написал стихотворение «Гамаюн - птица вещая»:
               «Она вещает и поет,
              Не в силах крыл поднять смятенных…»
    Прошло несколько лет – Блок стал Гамаюном России, ее вещим поэтом. Как раз о таком Блоке, живущим сложно, трудно, празднично-неистово, и написал В. Орлов в своей замечательной книге «Гамаюн».

Стоун И. Муки и радости : роман : пер. с англ. – М. : Правда, 1991. – 768 с.

    Роман посвящен жизни одного из самых великих мастеров изобразительного искусства – Микеланджело Буонаротти. Автор создает не только чарующий портрет великого художника и скульптора, но и великолепно описывает благотворное время Ренессанса, столь щедрое на сильные, богато одаренные личности.



Вадецкий Б. Глинка. – М. : Сов. писатель, 1984. – 404 с.

    Роман «Глинка» - наиболее значимое произведение Б. Вадецкого. Этот роман не только о великом русском композиторе, но и о рождении национальной русской музыки. Перед читателями предстает целая галерея выдающихся людей прошлого века – писатели, музыканты, художники, певцы, журналисты, о которых автор сообщает много нового и интересного.


Н.М. Воробьева

Герцен А.И. Кто виноват? Сорока-воровка. – М. : Детская литература, 1977. – 268 c.

    Повесть «Сорока-воровка» написана в виде рассказа об одной частной истории – встрече актера с замечательной крепостной актрисой. Герцен, который сам вышел из народа, хорошо знает русскую крепостную интеллигенцию. В народе есть талант, но ему не позволяет развиться крепостничество – вот убеждение автора. Искусство невозможно без свободы. «Талант мой тухнет, - понимает главная героиня. – Итак, все кончено – и талант и жизнь. Прощай, искусство, прощайте, увлечения на сцене!»


Гаршин В.М. Избранное. – М. : Современник, 1982. – 366 с.

    В рассказе «Художники» В. Гаршин описывает два типа живописцев, противопоставляя их друг другу. Один из них, Дедов, пейзажист: «Увидит реку – пишет реку, увидит болото с осокою – пишет болото с осокою. Зачем ему эта река и это болото? – он никогда не задумывается». Так размышляет о Дедове художник Рябинин, которому автор передает свои собственные мысли о назначении искусства, свои симпатии. Сам Рябинин, попав на завод и увидев работу «глухаря», создает картину, которая должна, по его мнению, нарушить спокойствие сытой толпы и напомнить о тех людях, которые создают ее благополучие. Искусство, которое не волнует, не потрясает читателя или зрителя, в глазах Гаршина не имеет цены.

А.И. Колчина

Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. – М. : Профиздат, 2008. – 400 с. (Литературные шедевры)

    В фантастической форме Булгаков воплотил в романе свои мысли о призвании художника, о взаимоотношениях его с обществом, историей, вечностью. Причудливое переплетение реальности и фантастики делает роман актуальным на все времена.



Бондарев Ю.В. Берег : роман. – М.: Сов. Россия, 1986. – 400 с. – (Политический роман)

    Автор рассказывает о пребывании писателя-фронтовика Вадима Никитина в ФРГ по приглашению литературного клуба. Встреча с Эммой Герберт всколыхнула воспоминания Никитина о последних днях войны.



И.Лацплес

Лапшин А. Под знаком Скорпиона. – М. : КРОНПРЕСС, 1995. – 142 с.

    Книга о последних годах жизни и тайне смерти великого русского советского писателя А.М.Горького. Трагедия «Буревестника революции», не нашедшего общего языка с власть предержащими и потерявшего единственного сына.
    По роману снят телевизионный фильм с одноименным названием, в котором снимались известные актеры театра и кино.


Безруков В. Есенин : [роман] / Виталий Безруков. – СПб. : Амфора. ТИД Амфора, 2005. – 644 с. – (Серия «Первый канал представляет»)

    Киносценарий к одноименному сериалу, раскрывающему одну из версий гибели С. Есенина. Образ поэта в фильме блестяще воплощен артистом Сергеем Безруковым. Книга, однако, более подробно, искренне и душевно раскрывает образ великого русского поэта, народного любимца.



Мережковский Д.С. Воскресшие боги. Леонардо
да-Винчи. – М. : Худож. лит., 1990. – 640 с.

    Вторая часть трилогии «Христос и Антихрист» повествует о судьбе талантливого живописца, инженера и врачевателя эпохи Возрождения Леонардо да-Винчи.
    Был ли гений действительно одинок и не понят веком?
    Борьба старого и нового, непростые взаимоотношения мастера с католическим духовенством, властями и консервативным окружением изложены в стиле автора с присутствием мистики.



Е.В.Лисина

Третьякова Л.И. Царский подарок. Старинные истории о любви. – М. : Виконт-МВ, 2004. – 509 с. : ил.

     «Тень Луизы» - на эту старинную историю о любви хочу обратить ваше внимание. Пьесы «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина» А.В.Сухово-Кобылина, составляющие золотой фонд русской и мировой драматургии, более полутора веков не сходят со сцен лучших театров мира. «Но никогда, поверьте мне, никогда не взялся бы я за перо и не написал бы ни строчки, если бы не моя дорогая Луиза, - признавался А.В.Сухово-Кобылин. О страстной любви, предательстве и глубоком раскаянии великого драматурга эта искренняя и трогательная новелла.

Ерофеева-Литвинская Е. Сценарий для богини. 11 сенсационных историй о любви. – М. : РИПОЛ классик, 2009. – 288 с.

    Любимая певица последнего русского императора, босоногая крестьянская девчонка Дежка, монастырская послушница, родной «жаворонок» Ф.И. Шаляпина, основоположница русской песни как жанра, агент ОГПУ. Невероятно, но все это она – Надежда Плевицкая.
    В книге вы найдете невероятное, головокружительное жизнеописание выдающейся русской певицы начала XX в.



Сент-Экзюпери К. Воспоминания розы / Консуэло де Сент-Экзюпери ; пер. с фр. Н. Морозовой. – М. : КоЛибри, 2006. – 340 с. – (Жизнеописания)

    Перед вами воспоминания Консуэло Сент-Экзюпери о своем муже – знаменитом французском писателе-летчике. Кто бы мог поверить, что Консуэло, эта эксцентричная, взбалмошная, богемная красотка после загадочного исчезновения мужа в мае 1944 г.станет вести уединенный образ жизни, весь смысл которой сведется к воспоминаниям о прошлом! Через 20 лет после ее кончины наследники разберут архивы и 10-летию со дня рождения Экзюпери опубликуют эти воспоминания.


М.А.Марухина

Шмелев И.С. Неупиваемая чаша. – Роман-газета, - 1999. - № 16.

    Перед нами роман о творчестве талантливого иконописца Ильи Шаронова, не предавшего душу золотому тельцу и работавшего не ради корысти, а ради вечных ценностей. В повести показан долгий путь искания себя как творца. Его творчество достигло небывалых высот. Он смог создать икону, обладающую великой исцеляющей силой от всех недугов духовных и телесных.



Гоголь Н.В. Портрет : повесть . – М. : Худ. лит., 1979. – 87 с.

    В повести излагаются проблемы назначения художника, его нравственные искания и испытания, которым он подвергается на пути создания своих творений. Мистический портрет представляющий собой дьявольское начало, стремящееся к роскоши, деньгам, разрушил талант юного художника Чарткова.


Гоголь Н.В. Петербургские повести. – Минск, «Нар. асвета», 1976. – 175 с.

     «Невский проспект».
    Пискарев, начинающий художник, посредством снов и видений он пытается воссоздать образ прекрасной дамы, которая в реальности падшая. Своим творчеством он прилагает все усилия, чтобы вернуть ее на путь истинный.



Г.А.Муравьева

Вейс Д. «Нагим пришел я…» : роман / пер. с англ. Н. Ветошкиной, Э. Питерской. - М. : Правда, 1989. – 686 с. : ил.

     «Всю жизнь он старался работать честно, не измышлять, а наблюдать, следовать природе. Будь то женщина, мужчина, камни, деревья-все они были едины в своем происхождении. Как много в жизни прекрасного, надо только уметь видеть».
    В своей книге, посвященной Огюсту Родену, автор не только рассказывает о жизни знаменитого французского скульптора, но и превосходно описывает культурную жизнь Франции середины XIX - начала XX вв.



Лондон Д. Мартин Иден : роман. – Свердловск, Сред.-Урал. кн. изд-во, 1983. – 352 с.

    Роман Д. Лондона «Мартин Иден» во многом автобиографичен. В нем затрагиваются многие важные стороны американской жизни конца XIX - начала XX вв., показаны самые разные слои общества. Талантливый и честный писатель теряет всякий интерес к жизни, находясь в обществе, где главная цель – нажива.



Моруа А. Байрон. – М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. – 400 с.

     «Влияние Байрона было исключительным. Его читали все». Байрон не верил, что литература была его призванием, в нем было сильно желание великих деяний, свою жизнь он сравнивал с океанской бурей. Поэтом мятежников, разочаровавшихся в свободе политической и в свободе чувств, рисует своего героя французский писатель А. Моруа.