Нижний Новгород : литературно-художественный журнал. - 2017. - № 5.


    Ожидая первый номер журнала за 2018 год, мы получили неожиданный подарок-сюрприз: вышел пятый, а вслед за ним и шестой номера за 2017 год. Это радует, ибо, значит, много в редакции скопилось литературного материала, нашлись средства на издание дополнительно целых двух книжек «Нижнего Новгорода»!
     Заметим о качестве наполненности журнала. Качество хорошее, издание, как всегда, достойно внимания.
     Пятый номер. Интересная подборка поэзии: от опытных литераторов Геннадия Иванова, Алексея Кабанова, Дианы Кан, Владимира Шемшученко, Ирины Горюновой до Надежды Князевой, молодого поэта из Арзамаса, стихи которой уже хорошо знакомы читателям «Нижнего Новгорода» и приносят большое удовольствие каждым новым своим появлением на его страницах. Есть даже поэма: Леонид Корнилов предложил к напечатанию свое поэтическое произведение «Русский реактор». Как всегда, редакция не забыла поэтов, произведения которых очень хорошо ложатся в рубрику «Стихи по кругу», правда, на этот раз помещены произведения всего четырех поэтов.
     И к прозе. Повесть А. Гаврилова «Пропавшая пропащая». Произведение о любви. Любви первой и последней, не увенчавшейся ни женитьбой, ни детьми, но большой и сильной, пронесенной мужчиной и женщиной через многолетние жизненные перипетии.
     Вечная тема, разработанная в таком ключе, воспринимается достаточно тяжело, но интересно. А ключ сюжета о любви таков, что герои Леша и Лена, расставшись без признания друг другу в своих чувствах, живут каждый по себе в очень неприглядных обстоятельствах. Причем, уехавший в город Алексей, еще как-то умудряется, попав в черную яму, выкарабкаться из нее и жить «по-человечески», а вот оставшаяся в деревне Лена Пименова с каждым годом катится вниз, пристрастившись к бутылке и не чураясь случайными связями с мужчинами. Показывая беспросветное пьянство деревенских жителей, автор, вероятно, как очень многие современные писатели, ставит своей целью отразить вымирающую российскую деревню, почему-то смакуя их ужасный быт и остатки человеческих межличностных отношений, где хоть проявляется и добро, и участие, и сопереживание беде, но больше – равнодушие, потеря хоть сколько-то привлекательного облика, отсутствие даже родственных чувств, и …бутылка, стакан, снова бутылка, рюмка... Без содрогания читать невозможно. И, если бы не было понимания того, что такая картина - все же преувеличение и даже при возможной реалистичности отражения жизни в этих деревнях – это не есть типичное, то хоть волком вой…. Добавить бы все же уважения к сельскому жителю нашим дорогим литераторам!.. Но любовь и жертвы во имя этой большой любви, пусть и на таком черном фоне, достойны читательского внимания.
     Сергей Катуков. Великий Корректор: рассказ. «Великий Опечаткин. Заслуженный корректор. Идеальный послужной список. Максимальные заслуги перед Языком. Обладатель номер один Ордена Великого Корректора. Ни разу не поступившийся «корректорским принципом». Заменивший жизнь долгом. Дольше человеческого века стоявший на службе словарю и грамматикам – гражданской, трудовой, семейной, уголовной…». Это о герое произведения говорит автор. Рассказ-аллегория, рассказ-притча о Его Величестве Слове и преданных слугах его - корректорах, всю свою профессиональную жизнь следующих правилам: либо это правильно, либо – это ошибка, которую нужно исправить, удалить…
     Обостренное восприятие слова, знака, буквы как элементов единого целого: языка! И завернуто это в сюжет, в образы, в прогулки Памяти… Редкая тема. Хорошо, интересно решена. Очень любопытно.
     Короткий рассказ Рубена Ишханяна «Черное» несет очень большую смысловую нагрузку. Он вместил в себя мысли о жизни и смерти; человеческом долге и миссии на этой Земле отдельно взятой женщины; о ее верной подруге – старинном пианино, на котором она играла любимые мелодии в минуты печали и радости; о слитом воедино прошлом и настоящем, о судьбе… Очень красивый и грустный рассказ.
     Рассказ нижегородца Осипа Беса «В тылу» - очень актуален для активных молодых людей, стремящихся попасть добровольцами на войну, по разным личным причинам и обстоятельствам. Парни проходят предварительные испытания, участвуя в политических акциях, попадая периодически за сии деяния в полицию. Живя в очень сложных бытовых условиях, они начинают обдумывать свое «житье-бытье» и задумываться уже о необходимости стремления проверить себя в боевых условиях: в «той громыхающей и настоящей преисподней, что плюется раскаленным железом из своих кипящих котлов». Повествование ведется от первого лица.
     Не пропустите минуты удовольствия от чтения рассказа Людмилы Тобольской «Короткий визит». В подзаголовке автор поясняет: «рассказ, восстановленный по обрывкам рукописи на закладках в старом календаре». Меня этот рассказ заинтересовал с самого начала именно таким подзаголовком и еще посвящением Татьяне Владимировне Черниговской, профессору-нейролингвисту С.-Петербургского университета, поражающую своими очень простыми и доступными размышлениями, рассказами о научных исследованиях и их результатах в области языка и мозга. У Т.В. Черниговской - молодой и вооруженный научными знаниями и опытом взгляд на современный мир и его будущее. Наверное же не просто из уважения к этой личности посвятила ей свое творение автор... Есть и явный смысл у данного посвящения (хотя это совершенно не обязательно, конечно), который кроется в тексте... А метод повествования: восстановление текста по найденным обрывкам, заставляет читателя сразу чуть поднапрячь мозг и следить за историей о лонгвингсах (в данном случае - длиннокрылых певчих птицах), фантазируя на этой предложенной писательницей канве и составляя свое собственное представление вечного сюжета о любви и верности, встречах и расставаниях, таланте и мечте…
     Очень часто, читая литературные журналы, мы хотим найти, но так и не находим яркую, незабываемую историю или просто человеческую судьбу… На этот раз яркая история есть! Снова короткий рассказ, наполненный осязаемым воздухом потрясения, грусти, печали и, безусловно, очищения. Александр Крамер. «Вдова». Рассказ о том, как путешествующая супружеская пара однажды в пустынном, как говорят « богом забытом месте», увидела каменную девушку, машущую изо всех сил кому-то платком. Реалистичность скульптуры настолько поражала, что они решили посмотреть ее вблизи. «Постамент у скульптуры был совсем низкий, густой травой скрытый, потому и казалось, что бежит женщина прямо по полю: из последних сил своих устремилась за кем-то в безоглядной, безнадежной погоне. Из груди ее рвался безмолвный, отчаянный крик, резкий ветер порывами хлестал по лицу, немилосердно трепал густые длинные волосы, сарафан раздувался, ноги спутывал – тормозил, не давал идти… А подножие скульптуры - все было цветами усыпано: и сухие цветы лежали вокруг, и совсем еще свежие».
     Язык - красивый, образный. Ну, кому не захочется прочитать такой рассказ: может, поведает автор о том, узнали ли путешественники, что за скульптура такая, кто же сотворил это настоящее произведение искусства в открытом поле, что за история кроется за его созданием?
     Нижегородка Ирина Скарлыгина посвятила свой рассказ «Поселок» городской девушке, вышедшей замуж за поселкового парня и оставшейся там жить в маленькой тесной (однокомнатной) квартирке, где горячая вода подавалась вечером на несколько часов, с мужем и свекровью. Родившийся ребенок, ужасающий быт, непростые отношения со свекровью, а потом и с мужем. И неожиданная встреча в парке со слепым мужчиной, беседы с которым стали единственной отдушиной в беспросветной жизни молодой женщины, и явились, в конечном счете, прочной нравственной базой для сохранения семьи…Тема простая и бесхитростная, а язык произведения красивый, образный – читайте.
     Нина Юрьевна Прибутковская, прозаик и драматург, в год 150-летия Максима Горького написала несколько пьес, посвященных нашему великому земляку, которые взяли к постановке несколько театров. В «Нижнем Новгороде» опубликованы фантастические сцены из реальной жизни в двух действиях «Странный парень». Тем, кто в ладу с чтением драматургических произведений, будет интересно!
     Раздел «Публицистика» в пятом номере журнала представлен тремя материалами:
     1. «Заметки о революции» Николая Бенедиктова, посвященные двум знаковым личностям двух русских революций - А.Ф. Керенскому и В.И. Ленину. Богатый исторический материал, которым хорошо владеет автор, облачен в прекрасную литературную форму, ряд сравнительных характеристик, интересные совпадения и колоссальные различия – все это привлекает читательское внимание и заставляет неспешно, извлекая из глубин памяти знания, читать заметки.
     2. «Михалыч из Мариинска» - писатель Михаил Тарковский написал замечательный очерк о замечательном человеке: почетном гражданине г. Мариинска, посвятившего Кузбасской земле, на которой родился, всю свою жизнь, - Юрии Михайловиче Михайлове. Он стоял у истоков открытия в городе художественной школы, был в ней одним из первых преподавателей. Юрий Михайлович придумал целую серию интересных проектов по оформлению краеведческого музея, он – автор герба г. Мариинска. Увлекшись изготовлением изделий из бересты, поставил этот промысел на большую художественную высоту, участвовал в Международных фестивалях Испании, США, Индии, Германии, имеет звание «Народный мастер России», лауреат премии Правительства РФ «Душа России». Активный участник художественной самодеятельности, был организатором и художественным руководителем ансамбля «Казачий строй». Один из активнейших казаков Мариинского казачьего округа. Настоящий подвижник. Краевед с большой буквы. А какая философия у Михалыча, хоть каждое слово цитируй! «…Я никуда не хочу уезжать. И меня печалит очень, когда дети называют этот город унылым болотом и хотят «хотя бы в Кемерово», а лучше в Новосибирск, а еще лучше в Москву или даже за границу. А мой друг, режиссер нашего театра «Желтое окошко», который тоже маленький, камерный… и очень сильный,…привез с Питера гран-при «Золотой Арлекин». Обошел театр Олега Табакова и других… Болото – это когда у вас в сердцах болото. Тогда вам любой город - и Чикаго, и Лондон, и Москва – будет болото. А если сердце у вас горячее и трепетное, тогда любое болото для вас будет родиной – милой, доброй и щедрой…». Какое все же колоссальное богатство – наши люди!
     И фрагментарно о литературоведческих разделах, которые надо обязательно прочитать.
     О поэте Евгении Семичеве с огромным уважением к высочайшему профессионализму рассказывает Э. Анашкин.
     Высоко оцененный читателями и критиками роман Л. Юзефовича «Зимняя дорога», который соответствует, по мнению автора статьи, острому запросу современников на сюжеты в литературе и искусстве, где далеко неочевидно, на чьей стороне правда, – стал предметом подробного аналитического разбора литературоведа из Нижнего Новгорода А. Рябова.
     О прекрасной книге Валерии Белоноговой «Забытая мелодия. Жизнь и труды Александра Улыбышева», о ее актуальности и значении для возрождения забываемых имен в истории (в данном случае, истории Нижнего Новгорода), без которых современное культурное пространство города было бы просто другим (представляете величину личности?!), пишет Ирина Юхнова. И спасибо ей за напоминание, что эту книгу надо не только обязательно прочитать, но очень хорошо бы иметь ее в своей личной библиотеке!
     Яна Сафронова передала в журнал статью под названием «Сила и гармония» о рассказе Елены Крюковой «Ильич», подчеркнув художественную силу этого произведения (см.: Нижний Новгород. – 2015. - № 3. – С. 21-34, и наш обзор данного номер).
     125-летию выдающегося русского поэта М.И. Цветаевой посвящена статья В. Коростелевой «И единственный судья: будущее» в разделе «Вехи памяти». В этом же разделе отмечается 175 лет со дня кончины русского поэта-самородка А.В. Кольцова материалом А. Румянцева «Заливная песнь соловьиная». Им и заканчиваются почти 250 страниц пятого номера журнала.




Нижний Новгород :: литературно-художественный журнал. - 2017. - №6.


    Шестой номер журнала открывается рассказами главного редактора издания О. А. Рябова: «Дочь профессора» и «Уроки грузинского».
     Две истории из жизни с очень интересными героями, хороший образный язык, удовольствие от чтения. С них и нужно начинать знакомство с журналом, по крайней мере, не надо откладывать его «на потом» - прочитайте сразу, это не займет много времени.
     Очень глубокий психологический рассказ о военных буднях Первой чеченской, беспощадной реальности смерти боевых товарищей, сложностях взаимоотношений солдат и офицеров и их неразрывной зависимости друг от друга, скрепленной кровью, обнажающая проверка на «кто есть кто» - в рассказе воронежского писателя Игоря Альмечитова.
     Физически невыносимо, до дрожи всего организма, не говоря о слезах, читать очень сильный рассказ Олега Куимова «Дожить бы до лета». В рассказе мы попадаем в абсолютно реальные воспоминания девяностолетнего старика Кузьмы Егоровича, лежащего на операционном столе во время «стандартной» операции, но, вероятно в силу возраста, окунувшей его в пограничное состояние между жизнью и смертью. Очень пожилой человек заново, как наяву, переживает события голодного 33-го года в семье с пятерыми маленькими детьми, один из которых уже умер, а второй, всеобщий любимец Васятка, умирал… Бесплотные тени родителей, готовых отдать всю свою кровь, лишь бы спасти деток, и ребятишки, мечтающие только о лете, с приходом которого они связывали появление хоть какой-то еды… И страшное событие, сохранившее их жизни, но до конца дней засевшее в сознании осязаемым страхом догадки и невозможностью признания реальности ее…
     Выжил Кузьма Егорович, проснулся после операции, жить ему две жизни…
     На фоне ужасающих картин международного терроризма очень актуально написан рассказ Михаила Стригина «Чужак». Мы не всегда задумываемся о причинах того или иного теракта, списывая все на акции радикальных исламистских террористических группировок (в большинстве своем они таковыми и являются), но иногда бывают другие случаи… Именно такой вариант и взял за основу сюжета своего рассказа М. Стригин, поведав историю тунисца, уехавшего на заработки в Ниццу, прошедшего все круги испытаний, уготованных мигранту, и доведенного человеческой подлостью до отчаяния… Отчаяние, которое подтолкнуло героя рассказа совершить акт мести низкому и подлому человеку, обманувшему его и не сдержавшему обещания заплатить за изнурительную работу. В конечном итоге мигрант загубил большое количество жизней, разыскивая своего врага и не разбирая в ярости, кто оказывался на пути его грузовика – мужчины, женщины, дети… Убийца выпустил руль, врезавшись в дерево, только когда увидел глаза сбитого им ребенка, очень похожие на глаза его сына… Уже будучи мертвым, он получил в свое тело не менее полусотни пуль из полицейских оружий. Очень хорошо выписаны характеры в «предлагаемых обстоятельствах» не только главного героя, но и других действующих лиц в рассказе. Произведение ждет вдумчивого читателя.
     Наш земляк Юрий Немцов публикуется практически в каждом номере журнала. Каждый раз – это заметное произведение и неважно: художественное, публицистическое или литературоведческое. В данном случае – это рассказ с интересно поданной темой психологии семейных отношений, основанных на настоящей любви абсолютно разных людей.
     Даже не хочется раскрывать сюжет. Прочитайте «Впереди тысяча лет».
     Традиционно на медицинскую тему пишет свой рассказ Анна Андронова, имя которой уже давно знакомо читателям журнала. Как всегда, хорошо написано, даны любопытные типы пациентов, поступивших в больницу с серьезными заболеваниями сердца, применен классический ход описания историй жизни каждого. И, конечно, образ женщины-врача, болеющей душой за своих больных, неравнодушной, не боящейся тратить себя целиком в своей нелегкой профессии, которой она хорошо владеет. А называется рассказ «Охотники на привале».
     О том, как могут поменяться взгляды на себя и окружающих, а также на жизнь вообще у человека, перенесшего инсульт и в результате, помимо основных неприятностей, сопутствующих этой болезни, получившего временную амнезию, заинтересовала нижегородца Дениса Липатова. Его рассказ носит название «Инсульт».
     В шестом номере журнала опубликованы фрагменты повести Анатолия Дона из Киева «Националист». Тема актуальная и интересующая большинство российских читателей. Мы не знаем. как она воспринимается на самой Украине… Но психология, нравы и взгляды молодых людей, нанимаемых за деньги создавать провокационные ситуации на митингах, акциях протеста и т.д., их нежелание вдумываться в суть и последствия того, чем и зачем они этим занимаются – и неожиданные прозрения, ужас, поселяющийся в равнодушной душе, которой, оказывается, может быть очень больно – это близко, пожалуй, всем…
     Реальностью и призрачностью наполнены два рассказа Владимира Титова и рассказ Льва Григоряна.
     Сильно задевает за душу, особенно женскую, рассказ Елены Тулушевой «Первенец». Мать и дитя, наркомания и ее последствия, участие в судьбе девушки-наркоманки женского доктора. И ее собственная судьба матери-одиночки, отдававшей всю себя воспитанию сына, вытащившей его из лап болезни, казалось, навсегда. Идеальный ребенок вдруг становится наркоманом … И где она – грань бессилия и безразличия…Где грань чужой и своей истории…
     Надо надеяться, что заметным в 2018 году на арене литературы будет новый роман Романа Сенчина «Дождь в Париже», фрагменты из которого представляет нам шестой номер журнала.
Герой приезжает в Париж, испытывая жажду увидеть и почувствовать все то, о чем мечталось при просмотре кинофильмов и картин старых мастеров, чтения книг на тему этого удивительного города, и неожиданно для самого себя погружается в воспоминания о детстве и юности… Тем более – за парижскими окнами льет дождь…Любопытно, выйдет ли герой вообще из отеля дальше кафе? Есть подозрение, что вряд ли... Ждем встречи с книгой, которая вышла в издательстве АСТ, редакция Елены Шубиной.
     Любителям поэзии есть, где погулять, имея свободное время, журнал напечатал много стихов. Не пропустите ту часть из них, которая объединена в раздел «Болдино: «Всемирный Пушкин». Здесь напечатаны наиболее яркие поэтические произведения, присланные на Международный конкурс с одноименным названием, объявленный фондом «Русский мир» и Государственным музеем-заповедником А.С. Пушкина «Болдино».
     Рубрика «Литпроцесс» представляет:
     - В превосходной степени согласия с автором рецензию Андрея Рудалева на книгу Захара Прилепина «Взвод» о традициях воинства, подвижничества у ярких представителей Золотого века русской литературы и неразрывной культурной связи отечественной цивилизации.
     - Рецензию на книгу А. Каравашко «Михаил Бахтин». Критический материал А. Рудалев озаглавил очень красноречиво: Попытка десакрализации Бахтина. Всем, кто хорошо знает культовую фигуру филологии Михаила Михайловича Бахтина, русского философа, культуролога, теоретика европейской культуры и искусства, исследователя языка, создателя новой теории европейского романа et cetera…и его творчество, будет наверняка интересна рецензия и возникнет желание познакомиться с книгой А. Каравашко.
     - Очень красивый отзыв на сборник стихотворений О. Рябова «Сад осенью» оставила в журнале Елена Николаевна Крюкова. Цитирую маленькую фразу: «Отовсюду, из всех строк, и даже букв этой книги льется свет». А?!
     - Козлов К. Под золотой обителью небес. – Рецензия на книгу: Шацков А. Первозимье. – М. : Вест-Консалтинг, 2017. – 132 с.
     В рецензии Кирилла Козлова содержится интересное умозаключение: «у каждой выходящей в России книги стихотворений есть индивидуальный коэффициент полезного действия. И чем выше он окажется, тем больше пользы принесут сочинения для духовно-нравственного развития читателя». Затем автор оценивает КПД сборника А. Шацкова как очень высокий. И, считая эту книгу жизненно необходимой для приобретения, он приводит читателям четкие и весомые аргументы в пользу этого предположения.
     К 130-летию замечательного русского поэта и переводчика С.Я. Маршака написала эссе Валентина Коростелёва. А Владимир Гальперин – к 10-летию со дня смерти Л. Шерешевского, поэта, пережившего горе эвакуации, голод и ужас салехардских лагерей, оставившего четкий след в российской поэзии.
     Священнослужитель, поэт, писатель и публицист Вл. Гофман написал замечательный очерк-воспоминание военнослужащего железнодорожных войск об истории Дуссе-Алинского тоннеля на восточном участке Байкало-Амурской магистрали. Прекрасное перо Владимира Николаевича не позволяет оторваться от чтения, пока не дойдешь до конца повествования. Он рассказывает о легендах и реальности строительства тоннеля, в котором принимали участие еще до войны заключенные БАМлага, а потом и наши солдатики-железнодорожники, когда возобновилось строительство знаменитой магистрали. Описывает солдатские будни, взаимоотношения молодых парней друг с другом и офицерским составом, удивительную природу Дальнего Востока. А с каким юмором написана глава «Бурундук», предваряемая стихотворением Анатолия Жигулина! О строительстве тоннеля в предвоенные годы, изнурительном труде заключенных и обстоятельствах, с этим связанных, написано много основанных на документах публицистических очерков. И о героическом труде воинов-железнодорожников на восточном участке БАМа в 70-е годы есть достаточно материала. На многие публикации ссылается В. Гофман в своем очерке. Но его память хранит имена и события, никем и никогда не упоминавшиеся, и писатель счел своим долгом перенести на бумагу свои живые воспоминания, и, надо сказать, сделал это прекрасно.

Материал подготовлен гл. библиографом Л.И. Шелдагаевой