Получилось так, что первый и второй номера журнала «Нижний Новгород» за 2017 год мы получили одновременно. Потому и пришлось несколько задержаться с обзором их содержимого.
    
Нижний Новгород : литературно-художественный журнал. - 2017. - № 1.

     Итак, перед нами первый номер журнала. Традиционно начнем с представленной прозы. Повесть Сергея Телевного (Моздок) «Я – не заморыш!» очень личностная история о непростом, практически голодном, детстве поселкового мальчишки, воспитывавшегося очень мягкой, всепрощающей мамой. А папа, уехав «на заработки» в далекий Пермский край, там, «безвольный», по всеобщему мнению, и оставшийся, денег скопить не смог, а значит, не помогал своей бывшей семье и финансово. Даже позвонить сыну на Новый год и день рождения – не всегда получалось: то телефон украли, то баланс не пополнился…И слово «безденежье» сопровождало ребенка все его детство. И казалось оно ему «почему-то какой-то большой лужей в стиле фэнтэзи. Её, лужу, нельзя перейти и нельзя опрокинуть, чтобы вылить…»
     И очень образно рассказывает дальше: «А про слабую волю, мою и папину, я тогда ничего не понимал. Потом мне казалось, что моя воля – это такой косматый и оборванный мужик, который тянет лямку, но не сильно упирается. Ну, как бурлаки на Волге. Вот так представлялась мне воля. Тогда я ещё и про бурлаков не знал – просто видел картинку. Они, эти бурлаки, похожи на бомжей, если честно. Вот и воля у меня, наподобие бомжа, потому и слабая».
     Неспешно развивается повествование, пробуждая сочувствие и жалость к этому ребенку, его несчастной матери, друзьям и недругам с улицы и из школы, показывая читателю реалистичную картину жизни российской глубинки, ее философию, о которой хочется размышлять. Повесть продолжается в следующем номере.
     «Записки детдомовского воспитателя», принадлежащие перу нижегородца Петра Вещунова, как бы продолжают тему С. Телевного. Только на этот раз герои повествования – ребятишки из детского дома. Характеры, поведение детей и подростков и отношение к ним взрослого человека, не сумевшего оторвать от себя их судьбы, и оставшегося воспитателем в этом временном пристанище взрослеющего поколения. Его коморка стала частичкой утерянного каждым из воспитанников родного дома, его непритязательного уюта и тепла, откровенных разговоров, что так нужно детской душе, без чего совсем очерствеет сердце…
     Небольшой рассказ Романа Сенчина «Да ты чего!..» - замечательная зарисовка наблюдательного писательского глаза эпизода нашей современной жизни. Типичная картинка, типичные приметы, абсолютно любое географическое место России: популярные разножанровые арт-фестивали на открытом воздухе, на которые стремятся попасть любознательные городские жители разных поколений. В одних только окрестностях Нижнего Новгорода их проходит несколько. На вскидку - Международный фестиваль электронной музыки и технологий Alfa Future People (п. Козино), собирающий выступления лучших мировых и российских DJ, самые передовые технологии и «людей будущего» – прогрессивную и позитивную молодежь; очень популярный международный фестиваль городской культуры «Арт-Овраг» в г. Выкса , демонстрирующий интереснейшие творческие осмысления городских пространств и собирающий в дни проведения огромное количество креативных людей всех возрастов.…Так вот, взяв за основу сюжетной линии поездку 2-х семей с детьми на фестиваль Реконструкций в Коломенском, Роман Валерьевич закладывает «убойный» моральный смысл в маленький эпизод поиска утоления жажды приезжей «огромной массы» и самого обыкновенного человеческого поступка обыкновенного человека – местного жителя, эту проблему разрешающего. Просто так, по зову души, ибо «а как же иначе?», «это ж нормально!» и искренняя, просто кровная обида в ответ на предложение (тоже от души, но уже одетой в стекло и бетон, с «лайками», «смайликами», «стикерами») денег за эту услугу: «да ты чего!..» Настолько живо встала перед глазами эта картинка, так пронзили сердце эти кричащие слова : «люди, дорогие мои, мы что ? -с ума все посходили?!.»
     Живет в месте последнего пристанища великой Марины Ивановны Цветаевой молодая писательница Мария Шакирова и радует нас свои творчеством. Как мил, добр и человечен её рассказ «Персиковая косточка». У каждого из нас есть счастливые воспоминания детства, есть места, с ним связанные, в которые, пусть мысленно, но снова и снова возвращаемся мы всю жизнь.… И как хорошо, когда эти воспоминания кто-то облекает в изящную, легкую форму хорошего литературного языка.
     Очередную историю любви, семьи и верности, а также выбора, неизменно встающего перед человеком, когда вдруг (или совсем не вдруг) образуется любовный треугольник, поведал нам Венедикт Пономарев в рассказе «Свойство коньяка».
     Ну, и сюрприз для любителей мистической прозы: «Нижний Новгород» напечатал 2 рассказа молодой писательницы из Сарова Марии Микийчук. Красивая и романтичная, искрящаяся какими-то блестящими дождевыми струями и лунным светом история в рассказе «Выпавшая дриада», и жуть-жуткая, леденящая и сковывающая дух, – в рассказе «Слово». Обратите внимание на это имя, если раньше не встречали.
     Как всегда, в журнале много стихов. Есть даже пьеса. Ах, как сложно создавать сейчас драматургические произведения! И как нужны театру современные пьесы!
     Надо пробовать, надо писать. Давно пробует и пишет, даже завоевывает какие-то призы и получает премии (он автор порядка трех десятков пьес) челябинец Егор Черлак. Журнал напечатал его пьесу «Три любви тому назад». И темы интересные, давно и много разрабатываемыя в литературе: «война и любовь», «женщина и война», «мужчина и женщины», «материнство», «вера»…Но не впечатлило.
     Философская публицистика Владимира Кутырева «Прощание с природой» в начале своего повествования захватывает хорошим языком, замечательно ярко описывающим эволюцию развития человека и человечества, с каждым витком своего развития губящего природу (ставшую со временем почему-то окружающей средой) – и ты соглашаешься абсолютно с каждым высказыванием. К концу же твое полное согласие начинает колебаться, потом превращается в сомнение, потом в несогласие и внутренний протест: «все же нельзя так обобщать единичное, пусть и не редкое, но не всеобщее же, состояние и ситуацию!!!» Как бы там ни было, а статья вызывает интерес.
     Но какое удовольствие получаешь как читатель от владения автором языком, и глубиной и многозначностью нашего языка. Вы только послушайте: «Памятники природы, существованию которых мы так радуемся, точнее было бы назвать памятниками природе. Вместо природы – Память-Ники о ней. Надгробные памятники по-беды(е) человека над природой. Памятники себе».
     Или – о современном человеке. «Интеллигент. Потом интеллектуал. Потом интеллагент. (Не)житель, на(ви)сельник Сети». И так почти на каждой странице.
     Снова журнал радует вниманием к выдающемуся русскому философу В.В. Розанову, имеющему непосредственное отношение к Нижегородскому краю. На этот раз о философе и его основных взглядах пишет Лев Евгеньевич Шапошников, специалист по истории русской философии, зав. кафедрой философии и теологии Нижегородского государственного педагогического университета.
     Говорят, что взгляд художника – острее любого объектива воспринимает окружающую действительность.… Ну, а писатели и поэты находятся в постоянном плену своих будущих книг. Наблюдения, размышления, облекаемые в художественную форму, они готовы записывать на клочках бумаги, салфетках и т.д.
     Интересные «намётки» будущих книг представил в первом номере «Нижнего Новгорода» Н. Переяслов, назвав их «Постмодернизм с человеческим лицом».
     Как мы уже упоминали выше, любителям поэзии, как всегда, есть что почитать и над чем поразмыслить. Раздел этот богат и на известные, и на новые имена.
     Не сдает позиций литературоведческая часть журнала. Не пропустите, почитайте статью Ю. Немцова о прозе О.Н. Рябова, точно скальпелем хирурга, пытливой мыслью подготовленного читателя препарирующего художественные произведения Олега Николаевича, который «сшивая быль и вымысел, не прячет белых ниток, оставляя читателю право сомнения и удовольствия разоблачения. Но и это – всего лишь игра…Искреннее чувство, которое живет на страницах рябовских рассказов, иногда теряясь в переплетениях правды и вымысла, иногда просвечивая между строк, та самая лирика прозы, что дороже иных поэтических изысков…».
     И замечательный комментарий «концепции жизни» в романе нижегородки Елены Крюковой «Рай», написанный Н. Беляевой из Уссурийска.
     Есть в журнале и литературный поклон. Поклон российскому писателю, поэту, ученому-литературоведу, похороненному людской молвой на фронте в Великую Отечественную, но прожившему в творческой силе до 2005 года, - А.М. Абрамову. Очень хорошая статья о нем сына, доктора физико-математических наук и замечательная подборка стихов. Возможно, вы откроете для себя это имя.
     Вот так подробно о первом номере журнала в 2017 году. Долго ждали.

    
Нижний Новгород : литературно-художественный журнал. - 2017. - № 2.

     Начиная, обычно, с прозаических произведений, мы очень кратко касаемся поэзии, ибо об этом жанре, делая обзор для будущих читателей, особого смысла писать нет: стихи либо читают, либо нет. А рассказы, повести, романы начинают (и иногда прочитывают!) все, кто открыл литературно-художественный журнал.… Почему-то я в этом почти уверена.
     Однако, на этот раз: читают-не читают – не важно. Второй номер журнала открывается подборкой стихов разных лет Юрия Кублановского. Как ярка и самобытна его поэзия, как чувствуется мастер слова, как богат язык поэта, как не подбираются, а просто «вылетают» метафоры, каким смыслом наполнены короткие строки! Хорошее чтение. Наслаждайтесь!
     Обещанное продолжение повести Сергея Телевного «Я – не заморыш» разворачивается в ожидаемом, и не совсем, направлении и убыстряется в темпе. Поехала-таки героиня повести - бывшая жена, оставленная когда-то своим «безвольным», но очень «рукастым» мужем с ребенком на руках и без какой-либо финансовой помощи в дальнейшем, ухаживать за ним, требующим постоянного присутствия около себя в больнице после тяжелой аварии.… Поехала, и сына с собой взяла. Ну что? Какие бы не наступали времена, настоящая русская женщина остается верной своему долгу, жертвенной, находчивой, не сдающейся и готовой горой встать на защиту своего ребенка, понять и простить «на смерть» обидевшего близкого человека.…И становление ребенка (пусть и роста 180 см!) во взрослого человека, мужчину, которому пока так часто хочется горько заплакать, когда физически очень больно, когда сердце разрывается от обиды и т.д.
     Журнал наполнен до краев рассказами. Есть интересные, есть увлекательные, есть облеченные в литературную форму не совсем вызревшие в голове мысли. Но, по всей видимости, уже запросившиеся на бумагу (а, пожалуй, рановато...)
     Не пройти мимо (пролистнув всего-то два с половиной листочка) рассказа Владимира Гофмана «Последний лед». Простой жизненный сюжет, наполненный философскими рассуждениями главного героя о жизни и смерти, о случайности и необходимости, причем с реальными примерами-воспоминаниями…
     И хочется поделиться удивлением. Первое удивление почувствовалось, когда среди приехавших гостей-писателей на I Международный литературный фестиваль им. М. Горького, прозвучало имя Нины Садур. Как-то совсем перестало появляться это имя, гремевшее когда-то на литературном небосклоне, и естественными были мысли о творческом «застое» или долгом перерыве» в творчестве, что ведь тоже нередкое явление... И, конечно, сразу захотелось узнать: как она, где, что? Узналось совсем «ничего». Наверное, плохо узнавалось просто: не через статьи в «желтой прессе» и «пестром» интернете, а через произведения. Нашлись переиздания… И вроде бы что-то новое. Почему-то непрочитанное… Второе приятное удивление: среди авторов нового номера «Нижнего Новгорода» - она, Садур. Рассказы. «Ведьмины слезки» - из старого, когда был пик популярности… А вот «Стул» - достаточно новое произведение (2012 г.). Да, это узнаваемый большой писатель. Чтение Нины Садур – обязательно новый взгляд, вернее, новый ракурс взгляда на повседневную жизнь. Автор заставляет заглянуть в самую глубь себя самого, своих мыслей и чувств.
     Сразу вспомнилось: пьесы Н. Садур шли на изысканных театральных фестивалях вместе со «Стульями» Э. Ионеско и другими авторами. Театр абсурда. Это не просто, но очень интересно. Пошли «читательские воспоминания» (лично я узнала Н. Садур как драматурга): первым поставил пьесу Н. Садур «Чудная баба» режиссёр Студенческого театра МГУ Е. Славутин. За ним последовали Ленком, Театр им. Ермоловой. С течением времени география премьер все больше расширялась (Вильнюс, Тбилиси и др.). Н. Садур приобретает известность и за рубежом. Пьесы ставят в Швеции, книги печатают в Финляндии, Англии, Германии, Словакии, Японии. Садур начинают считать «творцом нового мифа», совершившим чуть ли не революцию в русском театре.
     Я хорошо помню очень яркие эмоциональные впечатления от спектакля «Лунные волки», поставленного по пьесе Нины Садур Верой Александровной Горшковой в нижегородском театре «Вера». Замечательный режиссер Горшкова, очень точно поняв идею автора, заложила глубинный смысл в свой спектакль, а режиссерским решением и счастливо найденным актером, сыгравшим главную роль, придала новые «серебряные» краски и художественность пьесе. Н.Н. Садур оценила постановку, была благодарна театру за такое прочтение ее творения…
     Так неужели все в прошлом? И редко появляющиеся произведения - сюжеты из давних набросков?
     Замечательное чтение: раздел публицистики и литературоведения во второй книжке журнала.
     Постоянно поднимаемую тему «интеллигенция и…» в преломлении к современной творческой интеллигенции (то ль просветителей, то ль просвещенцев, как славно дал определение автор другой хорошей статьи в этом же номере) очень четко, без витиеватостей, излишних философствований (не тот здесь жанр) трактует в своем материале главный редактор журнала О.Н. Рябов.
     О литературном творчестве в целом, в классических примерах и на своем личном опыте
замечательно пишет Роман Сенчин в публикации «У всех есть жизнь», которая прочитывается легко и просто с большим уважением к нелегкому труду писателя.
     Слово с точки зрения теории слова – значит лексикология. Семантическая структура слова, особенности слов, их толкование – значит лексикография. Так вот и лексикология, и лексикография - главное содержание очень интересной статьи Константина Васильева «Про хляби небесные и волейбол». Очень уж умны науки о языке, но это же инструмент, который необходимо знать и уметь им пользоваться каждому человеку – поэтому ученые и пишут такие доступные обычному читателю статьи. И читать их захватывающе интересно, если вы любите свой родной язык и хотите им правильно пользоваться! А как любопытны заимствования и их «вольные переводы» (ну, почему мы берем на веру все, что напишут в словарях, не беря в голову даже очевидные противоречия?). Ну, вот почитайте: «В книжном магазине я взял с полки…школьный словарь иностранных слов, в коем было написано, что слово волейбол пришло из английского, где volleyball сложилось из volley (полет) и ball, что значит мяч. Когда-то я учился на английской филологии, много всего читал, но с комбинацией мяча и полета столкнулся впервые. Значения полет у существительного volley нет. ...И каждый это легко проверит, обратившись хоть к карманному, хоть к самому большому английскому словарю. Откуда составители взяли это значение? Видимо, с потолка. Или притянули за уши, высосали из пальца, домыслили: мяч летает через сетку, значит, в полете он… Думаю, они не прилагали усилий даже и на это, они просто списали слово в слово из «Краткого этимологического словаря русского языка»… А?!. Не задумывались? Ну, а те, специалисты по этимологии, (коллектив авторов) откуда взяли?
     И в конце журнала – еще одно читательское удовольствие. Плохо ли, хорошо, но все же наше население интересуется краеведением и все, что касается жизни Нижегородского края: истории, современности, - привлекает практически всех (по крайней мере, читающих или хотя бы смотрящих местные каналы ТВ). Так вот журнал «Нижний Новгород» опубликовал два материала о «нижегородском поэте, земляке и знакомце Сергея Есенина, кронштадтском мятежнике и соловецком узнике, адресате поздравительной телеграммы Президента России». Можно еще добавить: об известном нижегородском строителе, первом директоре Завода шампанских вин, знакомым с Ф. Раскольниковым и Л. Рейснер, А. Ждановым и А. Микояном. Речь идет о статьях Ю. Изумрудова «Судьба Ивана Ермолаева» и А. Цирульникова «Иван Ермолаев: это был не мятеж, а протест обиженного народа». На первый взгляд какой-то винегрет в характеристике главного героя: кронштадтский мятеж, поэзия, строительство, телеграмма Президента… А на самом деле все именно так: Иван Ермолаев – яркий представитель советской эпохи, человек, сыгравший определенную роль в литературной жизни Нижнего Новгорода (именно по его инициативе и непосредственном участии было организовано Нижегородское отделение Всероссийского союза поэтов). Стихи И. Ермолаева были оценены Н.И. Кочиным, чей «Нижегородский откос» долгое время был, пожалуй, единственным произведением, где была описана литературная ситуация в Нижнем Новгороде первых послереволюционных лет. Этот период до сих пор остается мало изученным и может создаться впечатление. что все творческие изыскания в поэзии того времени, все многочисленные «измы», прошли мимо литераторов нашего города. Только-только начинает вставать перед читателями во всю свою мощь личность Б. Садовского, замечательного необычайно талантливого писателя, сыгравшего колоссальную роль в литературном процессе Нижнего Новгорода.
     О неординарной судьбе поэта Ивана Ермолаева, не дождавшегося выхода книжки своих стихов, но зато единственного человека, дожившего до политической реабилитации участников так называемого «кронштадтского мятежа», о С. Есенине и А. Блоке, Н. Гумилеве и Б. Садовском увлекательно рассказывает Ю. Изумрудов. автор-составитель недавно вышедшей в издательстве «Бегемот НН» книги «Иван Ермолаев, портрет на фоне эпохи».
     А Александр Маркович Цирульников своим замечательным журналистским пером рассказывает историю сюжета об Иване Ермолаеве, который он подготовил для программы I канала «Воскресенье» в канун 95-летия (1994г.) этого удивительного человека, сохранившего светлый ум и блестящую память, выразительную литературную речь.

Обзор подготовлен гл. библиографом Л. Шелдагаевой