Собор Пресвятой Богородицы (Рождественская)
Строгановская церковь на ул. Рождественской

    Ансамбль церкви расположен в нижней части крутого склона берега р. Волги, выше ул. Рождественской. Церковь эта представляет собою замечательнейший памятник русского зодчества. Стоит она на месте древней деревянной Рождественской церкви, упоминаемой еще в 1520 г. Когда эта церковь значительно обветшала, известный в то время солепромышленник, «гость из с. Ленвы» (Пермская губ.) Семен Задорин – строитель и Николаевской Нижнепосадской, и Воскресенской в Воскресенском монастыре церквей – в 1653 г., при царе Алексее Михайловиче, близ своего двора построил новую каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
    Пермский промышленник Григорий Дмитриевич Строганов, близкий соратник Петра Великого в деле развития русской промышленности, поселился в приходе Рождественской, еще «Задоринской» церкви. «Ввиду тесноты и сравнительной ветхости» храма Строганов решил построить новую великолепную церковь для своего прихода.
    Когда заложена была Строгановская церковь неизвестно, но в 1715 г. она «изрядным строением и всякими красками раскрашенная, и колокольня, так великолепно и с резьбой сделанная» в числе многих других церквей Н. Новгорода пострадала от пожара. В том же году умер и Строганов, и восстанавливала церковь после пожара вдова Григория Дмитриевича Мария Яковлевна Строганова. «При ее деятельном участии благоукрашение церкви было закончено», и 21 июня 1719 г. архиепископом Питиримом новый пятиглавый кирпичный, на подклете, храм был освящен в честь Собора Пресвятой Богородицы. Придельные престолы в двухэтажной трапезной посвящены: левый – свят. Иннокентию Иркутскому, правый – преп. Онуфрию Великому. Пятиярусная колокольня построена чуть выше храма и соединена с трапезной галереей-переходом. Строгановская церковь – прекрасный образец Московского барокко: уникальные по красоте главы и кресты, разноцветная роспись и белые колонны и наличники из разного камня.
    В 1820-х гг. «благолепный храм дошел до крайне печального состояния» из-за неудобного для постройки места: в полугоре, изобилующей родниками. Настоятели церкви настойчиво просили помощи у потомков строителей церкви – графов Строгановых.
    В 1824 г. был устроен каменный контрфорс с подгорной стороны, поддерживающий подножие горы. В 1834-1836 гг. потомок Строганова князь С.М. Голицын восстановил орнамент из белого камня. В 1845-1867 гг. церковные старосты украсили храм внутри. В 1887-1895 гг. был произведен полный ремонт Строгановской церкви на средства графа С.А. Строганова: укреплены были фундаменты церкви и колокольни, колокольня была разобрана и сложена вновь. Внутренне убранство храма было промыто и обновлено. Еще один ремонт был в 1910 г.
    При церкви была женская приходская школа. Заведующим и законоучителем в ней состоял протоиерей церкви Николай Ив. Цветаев. На 1914 г. в школе обучалось 55 девочек (учительницами были Е.Н. Мамонтова и В.П. Хитровская). В приходе церкви состояло 46 домов, в них на 1914 г. проживали 269 мужчин и 276 женщин.
    21 ноября 1918 г. община Рождественской церкви заключила договор с Отделом по отделению церкви от государства на пользование зданием храма. В 1921 г. прихожанами храма были 413 мужчин и 437 женщин (причем из них более половины – до 18 лет). 28 августа 1924 г Нижгубмузей сообщал в Отдел Музеев Главнауки Нижкромпроса: «Церковь со строениями передана Губмузею в 1924 г. и нуждалась в ремонте крыш, водосточных труб, наружном ремонте и в обследовании подпочвенных вод в районе церкви».
    Община верующих пользовалась церковью с разрешения Губмузея. На 13 ноября 1924 г. в нижнем этаже Рождественской церкви (на Кооперативной ул.) помещалось архивохранилище Губернского архивного бюро.
    3 февраля 1934 г. исполнительный орган Рождественской общины направил в Краевой музей просьбу о расторжении договора от 21 ноября 1918 г. о пользовании церковью и взятии храма под опеку музея, т.к. предложенный Музеем ремонт община выполнить не может «ввиду того, что община наша в настоящее время крайне малочисленна и бедна, средств не имеет...».
    11 февраля 1934 г. Президиум Свердловского райсовета рассмотрел просьбу исполнительного органа церковной общины об отказе от использования Рождественской церкви, и постановил расторгнуть договор с общиной. Президиум Горисполкома 23 февраля 1934 г. утвердил это решение Свердловского райсовета. 19 февраля Горьковский Краевой музей попросил Крайисполком передать здание церкви в распоряжение музея под Антирелигиозный музей. 5 марта Краевая Комиссия по культам, а 2 апреля 1934 г. Президиум Крайисполкома эту просьбу удовлетворили. 15 ноября 1934 г. представители Краевого музея и архитектор-художник А.А. Яковлев по поручению дирекции Краевого музея осмотрели здание церкви для приспособления его под Антирелигиозный музей.
    По списку, утвержденному СМ РСФСР постановлением от 30 августа 1960 г., Рождественская Строгановская церковь с колокольней подлежит охране, как памятник государственного значения, предназначенный для музейного показа. И по 1992 г. церковь находилась в ведении Областного историко-архитектурного музея-заповедника и использовалась для размещения экспозиции филиала Краеведческого музея. Вокруг церкви была установлена охранная зона площадью в 0,81 га, включающая жилой дом Строгановых XVIII в. Сейчас это великолепный действующий храм, ежедневно принимающий в своих стенах верующих и гостей города.

Сергиевская церковь (Нерукотворного образа Спасителя) «на Петушкове»

    Этот храм находится на ул. Сергиевской Нижегородского района (в 1923 г. ул. Сергиевская была переименована в Рабфаковскую, потом в ул. им. Урицкого, в 1990-е гг. снова в Сергиевскую).
    В Н. Новгороде издревле существовал храм во имя Преп. Сергия Радонежского. В Сотной грамоте церковь эта упоминается как монастырская – «Сергиева монастыря, что на «Петушкове» (неизвестно когда основанного и потом, очевидно, упраздненного). Церковь эта была деревянная, двухэтажная, с приделами во имя преп. Зосимы и Савватия Соловецких. Она сгорела в пожаре 1701 г. В 1702 г. тщанием известного «гостя» (купца) А.Ф. Олисова (строителя Успенской церкви) и при митрополите Исайе была построена небольшая каменная церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя с приделами во имя Преп. Сергия Радонежского и Св. Николая. Через полтора столетия и она пришла в ветхость.
    В 1865-1869 г. при епископе Нектарии (Надеждине) церковь постройки Олисова была заменена величественным храмом византийского стиля с пятью большими главами и высокой колокольней. Освящена была при епископе Филарете (Малышевском). В нем было три расположенных в ряд престола: средний – в честь нерукотворного образа Спасителя, и придельные – во имя Свят. Николая и преп. Сергия. (Престольная икона левого придела – Свят. Николая – была очень чтима в Н. Новгороде). Строилась церковь «тщанием прихожан».
    В 1914 г. приход церкви состоял из 65 домов (341 мужчин и 589 женщин). 13 ноября 1918 г. община заключила соглашение с отделом по отделению церкви от государства на пользование своим храмом. В 1921 г. в число прихожан записали себя 756 мужчин и 894 женщины, что немудрено – закрывались ближайшие церкви, и верующие переходили в сохранившиеся храмы; в 1925 г. -–567 чел., в 1928 г. – 536 человек. Это много с учетом того, что репрессии против верующих шли полным ходом…
    В 1937 г., когда была «раскрыта» «церковно-фашистская, диверсионно-террористическая, шпионско-повстанческая организация», «созданная» митрополитом Феофаном (Туляковым) из духовенства Нижегородской епархии, – тогда среди 350 «членов» православного подполья, арестовали и клир Сергиевской церкви. 5 августа 1937 г. были арестованы священники Иван Павлович Руновский и Авенир Федорович Ильинский и диаконы Алексей Евгеньевич Бетисов и Александр Владимирович Сергиевский. 13 сентября был арестован диакон Виктор Яковлевич Лебедев. Они были обвинены в контрреволюционной агитации, вербовке верующих в «организацию». Заседанием Особой Тройки при УНКВД от 21 сентября Руновский, Ильинский, Батистов и Сергиевский, а 2-3 декабря – Лебедев были приговорены к высшей мере наказания. Все они были расстреляны в г. Горьком 4 октября 1937 г., а Лебедев 11 декабря 1937 г.
    9 октября 1937 г. председатель церковного совета А.Н. Федорова написала в райсовет просьбу принять имущество и ключи от храма. 10 октября 1937 г. Президиум Куйбышевского райсовета рассмотрел заявление церковного совета Сергиевской церкви об отказе от храма и постановил «церковь, именующуюся Сергиевская, по ул. Урицкого, закрыть», здание церкви передать Военному учебному пункту районного Осоавиахима «как остро нуждающемуся в помещении для учебного пункта». Президиум Горсовета 27 октября 1937 г. это решение утвердил. 21 апреля 1938 г. Президиум Облисполкома утвердил закрытие церкви, о чем 28 апреля секретарь Куйбышевского райсовета объявил церковному совету. 27 мая 1938 г. Президиум Горьковского Горсовета передал здание б. Сергиевской церкви товариществу «Художник» под размещение рабочих мастерских – «в целях дальнейшего развития изобразительного искусства в городе». 21 июня 1938 г. Президиум Горисполкома это решение утвердил.
    Долгие годы в здании бывшей церкви была художественная творческая мастерская. Сейчас это действующий храм.

Преображения Господня (Спасо-Преображенская)
в Слободе Печерах

    Слобода Печеры, ранее село Старые Печеры, получила свое название от Печерского монастыря, поблизости от которого находится. Старыми Печерами село называлось потому, что здешняя приходская церковь была построена на месте стоявшего здесь первоначально Печерского монастыря.
    18 июня 1597 г. страшный оползень снес все монастырские постройки, и он был перенесен ближе к городу, где находится и сейчас. А на месте разрушенного обвалом горы Печерского монастыря были обнаружены мощи подвижника этого монастыря схимонаха Иоасафа. По повелению Государя Федора Иоанновича, для поминовения умерших братий Печерского монастыря над гробницей Иоасафа Печерского была построена деревянная церковь во имя Преображения Господня с приделами св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и св. Николая Чудотворца. (В церковь были перенесены из стоявшего на самом берегу Волги храма Святителя Николая две чудотворные иконы Николая Чудотворца. Иконы эти хранились в Преображенском храме до революции). Преображенская церковь поставлена над гробницей схимонаха Иоасафа, которая находилась в приделе Иоанна Богослова «под спудом».
    На основании царского повеления церковь была приписной к Печерскому монастырю до реформы 1764 г., когда приписные к монастырям церкви были отобраны в казну. Тогда и Старопечерская Преображенская церковь стала приходской. Эта деревянная церковь сгорела, «по рассказам старожилов», в 1782 г. или в 1788 г. (как указано в клировой ведомости за 1916 г.).
    В 1788 г. начал строиться и к 1794 г. был выстроен «тщанием прихожан и усердием посторонних благотворителей», как значится в церковных документах, новый каменный храм, с каменной колокольней в одной связи. Церковь именовалась сначала Никольской, т. к первым был выстроен и Преосвященным Дамаскиным (Рудневым) освящен в 1790 г. придел св. Николая Чудотворца. В 1794 г. отстроен главный Преображенский престол. Через несколько времени церковь оказалась «неудобопоместительною», и в 1816 г. трапезная была расширена приделом во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Некоторое время поэтому называлась и Богословской.
    В 1860 г. церковь была обновлена и украшена усердием прихожан и старосты. Пещера схимонаха Иоасафа оказалась при расширении храма в главной, Преображенской церкви, у северной стены. В 1882 г. по желанию Преосвященнейшего Макария, для расширения помещения около гробницы, был устроен пещерный храм в честь преподобного Иоасафа, царевича Индийского, куда сразу началось стечение множества паломников. Таким образом, престолов церкви стало четыре: главный – в честь Преображения Господня, в правом приделе – в память св. Апостола Иоанна Богослова, в левом – в честь св. Николая Чудотворца, и в пещере – в честь пр. Иоасафа-царевича.
    Приход церкви в 1916 г. состоял из жителей села Печерской Слободы и деревень Подновской Слободы и Кремлевской Слободы: 401 двор в селе, 277 дворов в Подновье и 36 дворов в Кошелевке. Всего 1014 дворов с 2631 мужчиной и 2603 женщинами.
    В 1928-1930 гг. в члены общины Спасо-Преображенской церкви «Патриаршей ориентации, под управлением митрополита Нижегородского Сергия» записалось 1500 чел. Поскольку Печерская слободская церковь пользовалась огромным влиянием из-за пребывания в ней чудотворных мощей подвижника преп. Иоасафа, то советская власть в 1929 г. предприняла попытку изъять мощи Преподобного. Но горячее сопротивление верующих спасло тогда церковь от поругания. В обвинительном заключении «О предании суду членов клира Печерской церкви» события излагаются так: «Общественные организации слободы Печеры в последние годы повели кампанию за вскрытие мощей, для чего были использованы все возможности агитации: собрания, доклады, лекции, печать, – и начиная с 1928 г. общественное мнение начало склоняться к вскрытию гробницы».
    В марте 1929 г. общим собранием части граждан слободы Печеры было постановлено просить правительственные органы о вскрытии мощей Иоасафа. Постановление собрания было помещено в местной газете «Нижегородская коммуна» под заглавием «Чего требуют 250 граждан сл. Печер». На основании этой заметки была составлена Комиссия из представителей Нижгубадмотдела, сельсовета, церковного совета Печерской церкви и частных граждан, которая приступила к вскрытию гробницы.
    11 марта 1929 г. гробница была вскрыта. На 19 марта Нижегородским губсоветом Союза воинствующих безбожников в сл. Печеры, в помещении школы была назначена лекция «Происхождение мощей» с химическими опытами. Тогда члены церковного совета предупредили прихожан, что святыню необходимо защитить, иначе мощи отнимут, и церковь закроют. На лекцию, рассчитанную на 150-200 человек, собралось 2 тыс. человек – жителей не только слободы Печеры, но и окрестных сел и деревень. С криками «Коммунисты обманывают... не надо никаких докладов, не дадим церковь на поругание... Долой жидов-коммунистов!» часть толпы устремилась к лекторам. «Общественники» скрылись в здании школы и не выходили из помещения до расхождения толпы.
    20 марта толпа в 300 чел. пошла к сельсовету и избила двоих активистов. Члены сельсовета заперлись в здании и не выходили, пока не разошлась толпа. Нижгуботдел ОГПУ назвал народный бунт «погромной группировкой» и арестовал весь клир Печерской церкви.
    20-25 марта 1929 г. были арестованы священники Петр Константинович Добротворский и Платон Николаевич Воскресенский, и церковный староста Иван Александрович Батраков, а также члены церковного совета Я.М. Китаев и Ф.М. Недошивин. Их обвинили в антисоветской деятельности: «возбуждали население к воспрепятствованию закрытия мощей...», т.е. по ст. 58 п.10 и 2 УК.
    26 июля 1929 г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило «Воскресенского П.Н., Добротворского П.К., Батракова И.А., Недошивина Ф.М. и Китаева Я.М. выслать через ПП ОГПУ в Северный край сроком на 3 года...». (21 апреля 1932 г. они были освобождены). До нового ареста в 1935 г. престарелый Петр Константинович Добротворский продолжал служить в Печерской церкви.
    В августе 1938 г. были арестованы по делу митрополита Феофана (Тулякова) все члены клира Печерской церкви: священники Лебедев Александр Васильевич и Золотов Михаил Александрович, диакон Попов Николай Сергеевич, и псаломщик Бодров Николай Федорович. Их обвинили в шпионской и подрывной работе», а священника А.В. Лебедева объявили главой «Кагановичского районного филиала» повстанческого подполья. Заседанием Особой Тройки при УНКВД от 21 сентября все они были приговорены к высшей мере наказания и 4 октября расстреляны в Горьковской тюрьме.
    После ареста всех священников церковь в течение года фактически была закрыта. Община Преображенской церкви 16 февраля 1939 г. обратилась в Ждановский райисполком с просьбой допустить к служению в храме священника И.П. Крылова. Но райисполком отказался его регистрировать как уже судимого по ст. 74 УК. Тогда в июне 1939 г. община просила допустить к служению священника А.А. Архангельского, но т.к. и он тоже не был зарегистрирован, община вынуждена была отказаться от церкви из-за отсутствия служителей культа. 13 июля 1939 г. Президиум Ждановского райсовета постановил: т.к. из присутствующих на собрании 2176 чел. жителей слободы за закрытие церкви голосовали 1499 чел. и «исходя из того, что в районе имеются 2 действующие церкви» – Высоковская и Новокладбищенская – договор с обществом верующих расторгнуть. 11 мая 1940 г. Облисполком утвердил закрытие церкви «с последующим переоборудованием под клуб».
    Постановлением Президиума ВС РСФСР от 26 июня 1940 г. закрытие Печерской церкви было утверждено окончательно. Ждановский райфинотдел изъял здание 26 июля 1940г. у верующих для передачи его Жилуправлению. 10 августа 1940 г. Ждановский райсовет постановил б. Печерскую церковь передать I-му Нагорному пищеторгу «временно... для хранения овощей в зиму 1940-1941 гг.».
    Печерская церковь была вновь открыта в августе 1943 г. Она едва могла вместить часть своих более чем 2500 прихожан. В 1944-1945 гг. Печерский храм был приведен в порядок и украшен так, что, по словам иерея Константина Лебедева, «принял такой вид, в силу которого его можно назвать молитвенным зданием верующих, в котором они могут не только исправлять свои требы, но и находить уют и успокоение».
    В 1955 г. община не только отремонтировала церковь, отреставрировала живопись, но и выстроила деревянную лестницу, связавшую верхнюю часть города со Слободой Печеры (строительство это обошлось в 100 тыс. руб.). В 1956-1957 гг. была построена каменная сторожка-крестильня, и в сторожке и в самой церкви было устроено центральное отопление. А в 1962 г. в Печерскую церковь был проведен водопровод (правда, незаконно).
    Одним из самых благоустроенных и красивых храмов города является Печерская церковь и сейчас.

Троицкая (Троице-Сергиевская)
Копосовская церковь

    Церковь построена была тщанием прихожан в 1803 г., при архиепископе Вениамине II (Краснопевкове) холодная, а в 1877 г., при епископе Хрисанфе (Ретивцеве) – теплая. Церковь была каменная, с каменной колокольней в одной связи. Престолов было три: главный – во имя св. Троицы, правый – во имя пр. Сергия Радонежского Чудотворца, левый – в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. Церковной школы не было.
    Приход в 1916 г. состоял из 2434 мужчин и 2501 женщины. 29 декабря 1918 г. община церкви заключила соглашение с Сормовским Советом и Отделом по отделению церкви от государства на пользование храмом.
    В 1937 г., на волне арестов по «делу церковно-фашистской, шпионско-террористической организации» митрополита Феофана (Тулякова), среди 350 «церковников» были арестованы и члены клира Копосовской церкви. С 5 августа по 14 сентября 1937 г. были арестованы священники Фоминский Александр Никандрович (14 сентября) и Постников Владимир Иванович (5 августа), диакон-псаломщик Мельников Николай Гаврилович (5 августа) и диакон Цветаев Николай Владимирович (22 августа), а также председатель церковного совета, рабочий-слесарь Кириллов Николай Матвеевич (13 сентября). Они заседаниями Особой Тройки при УНКВД по Горьковской области от 17 сентября были обвинены в контрреволюционной агитации и все, кроме слесаря Кириллова, приговорены к расстрелу. 4 октября 1937 г. о. Александр Фоминский, о. Владимир Постников, о. Николай Мельников и о. Николай Цветаев были расстреляны в Горьковской тюрьме. Кириллов Н.М. был приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей.
    21 августа 1938 г. комиссия из представителей Сормовского райсовета, райжилуправления, райсанинспекции, строительной секции райсовета и 6-й пожарной части осмотрели здание церкви «в поселке Копосово по ул. КИМа». Комиссия обнаружила «ряд серьезных конструктивно-технических дефектов, не устранение которых влечет за собой опасность в дальнейшей эксплуатации этого здания». Стоимость работ по приведению церкви «в безопасное и надлежащее состояние» определена была в 900-950 тыс. руб. До устранения «дефектов» комиссия предлагала Сормовскому райсовету церковь закрыть. Исполнительный орган Копосовской церкви (в лице Мазурина И.С. и Прохорова Г.М.) направил в Сормовский райисполком 28 сентября 1938 г. заявление, где объяснял, что капитальный ремонт стоимостью почти в миллион рублей община выполнить не может «ввиду отсутствия наличных средств и материалов».
    Тогда Президиум Сормовского райсовета 22 ноября 1938 г. постановил ввиду отказа церковного совета Троице-Сергиевского храма в пос. Копосово от выполнения соглашения от 29 декабря 1918 г. «пункта 4 о ремонте здания церкви...» церковь закрыть и передать завкому завода «Красное Сормово» для использования ее под клуб.
    Президиум Горьковского облисполкома это решение утвердил 21 декабря 1938 г. 28 декабря секретарь Сормовского райисполкома сообщил об этом церковному совету. Сергиевский храм не функционирует до сих пор.

Сретенская ( Тихоновская) церковь

    Находилась в начале Тихоновской улицы (ныне Ульянова), рядом с мужской гимназией (ныне НГПУ). Первоначально на этом месте стояла деревянная церковь во имя Свв. Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских (она упоминается в Сотной грамоте нач. XVII в.). Потом в 1842 г. при епископе Дмитрии (Сеченове) была построена каменная церковь уже во имя Сретения Господня. Кем построена – неизвестно. В пожаре 1753 г. церковь пострадала, и возобновлена Ильей Филипповым (вероятно, прихожанин церкви Свв. Афанасия и Кирилла и родственник митрополита Казанского Тихона).
    Храм был с одной главой на сферическом куполе, каменный. В 1811 г. была построена колокольня с высоким шпилем. В 1837 г. была расширена трапезная на средства Д.С. Шнитникова. Храм стал трехпрестольным: главный престол – в честь Сретения Господня, придельные – во имя Св. Тихона Амофунтского и во имя Свв. Афанасия и Кирилла. В 1851 г. престол во имя Свв. Афанасия и Кирилла стал в честь Казанской иконы Божией Матери.
    В 1878 г. староста М. Щелоков пожертвовал церкви деревянный дом. В 1884 г. был построен прихожанами дом для причта. Школы в приходе не было. Приход состоял всего из 60 хозяйств, с 255 мужчинами и 367 женщинами. Преобладали купцы и мещане.
    По соглашению от 12 ноября 1918 г. в общине было 596 чел., по перерегистрации 8 апреля 1929 г. – 215 чел.
    В декабре 1929 г. прошли «многочисленные собрания» учащихся студентов Нижегородского госуниверситета и рабочих «Нижполиграфа», которые требовали «закрытия Сретенско-Тихоновской церкви в г. Н. Новгороде и передачи ее для нужд педфака НГУ». Главнаука, на учете которой состояло здание церкви, против переоборудования церкви под мастерские педфака не возражала. Президиум Нижкрайисполкома 26 января 1930 г. постановил договор с общиной расторгнуть, церковь закрыть и здание ее использовать для нужд педфака НГУ. Верующие жаловались во ВЦИК, но 9 июня 1930 г. в Президиум Крайисполкома пришло уведомление от Президиума ВЦИК о согласии на закрытие церкви. Сначала община Сретенско-Тихоновской церкви объединилась с Георгиевской общиной, в 1931 г. вместе с Георгиевской перешло в Никольскую церковь на Б. Покровке, а в 1932 г., после закрытия в августе и Никольской церкви, перешла вместе с ней в Варваринскую церковь.
    В 1952 г. церковь была уже обветшавшей. 19-21 июля ее обследовала комиссия Горисполкома, и 11 августа 1952 г. Горисполком распорядился церковь снести. Разобрать «бывшую церковь на ул. Ульянова, д. 5» Горисполком разрешил заводу «Красная Этна» на предмет очистки места под застройку 4-этажным жилым домом. Местонахождение храма застроено.

Трехсвятительская церковь

    Эта каменная церковь на ул. Короленко Нижегородского района (б. ул. Канатная) была построена в 1859-1860 гг. на окраине тогдашнего Нижнего Новгорода при епископе Антонии (Павлинском). Устроен храм был «тщанием нижегородского купца Луки Максимовича Коптева и по виду представлял собою церковь византийского стиля» с пятью большими куполами и главами. В ней были три расположенные в ряд престола: главный (средний) – во имя Трех святителей российских Петра, Алексия и Ионы, митрополитов Московских; и придельные – на правой стороне во имя Апостола Иассона и Святителя Николая, на левой – во имя Св. Евангелиста Луки и Преподобного Андрея Критского (небесных покровителей лиц, принимавших наиболее деятельное участие в построении церкви).
    Приходской школы при церкви не было. Приход состоял из 300 хозяйств (на 1914 г.): 623 мужчины и 1144 женщины.
    Принимая во внимание, что общество верующих прихода Трехсвятительской церкви в г. Н. Новгороде не выполняет условий соглашения от 3 октября 1923 г. и налогов не платит, несмотря на предложение об этом финорганов», Краевое адм. управление 4 января 1930 г. предложило Нижкрайисполкому церковь закрыть. И Нижкрайисполком 9 января 1930 г. постановил договор с обществом верующих на пользование Трехсвятительской церковью расторгнуть, храм закрыть и здание его передать в распоряжение Нижрайсовета, «т.к. ходатайства о передаче указанного здания для государственных и общественных надобностей не имеется».
    В феврале 1930 г. Трехсвятительская церковь была закрыта, и община ее присоединилась к Покровской церкви.

Троицкая Высоковская

    Церковь во имя Животворящей Троицы в селе Высокове была построена в 1815 г. при архиепископе Моисее (Близнецове Платонове). Сведений о дате освящения и о том, на чьи средства возведен храм в архиве Духовной Консистории не сохранилось. Церковь каменная, с каменной колокольней и с каменной оградой с железной решеткой. Престолов в церкви два: в холодной, главной части – в честь Животворящей Троицы; в трапезной в правом приделе – в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
    При церкви были две церковно-приходские школы: в селе Высокове, открытая в 1887 г., и в д. Никульской, открытая в 1888 г. Школа в Высокове помещалась в отдельном доме, принадлежащем ведомству Св. Синода, и содержалась приходским храмом. В 1916 г. в ней обучалось 40 мальчиков и 35 девочек. Школа в д. Никульской помещалась в собственном здании ведомства Св. Синода, и содержалась на средства школьного попечительства. В 1916 г. в школе обучалось 48 мальчиков и 35 девочек.
    В 1929 г. село Высоково вошло в состав г. Н. Новгорода. Священник церкви Негодяев Андрей Павлович 12 декабря 1937 г. был арестован и обвинен в контрреволюционной агитации: среди верующих произносил проповеди, в которых призывал «защищать церковь и продолжать верить, а кто откажется от веры – того Бог покарает на Страшном Суде». Приговором Особой Тройки УНКВД по Горьковской области от 31 декабря 1937 г. он был приговорен к расстрелу, и 10 января 1938 г. расстрелян в тюрьме г. Горького.
    Служба в церкви, однако, продолжалась до 1940 г. В 1939 г. в Высоковском храме служили священник Николай Евгеньевич Троицкий и диакон Николай Васильевич Троицкий. Но пожилой (66 лет) о. Николай 3 марта 1939 г. отказался от должности «по старческим летам своим и слабости здоровья». А диакон отказался от службы еще раньше – 1 января 1939 г. Община Высоковской церкви просила у патриаршего местоблюстителя и митрополита Нижегородского Сергия нового священника. Митрополит Сергий прислал архимандрита Макария (Михаил Георгиевич Гонц), и 19 апреля 1940 г. церковный Совет просил Ждановский райисполком зарегистрировать нового священника к церкви.
    Однако вскоре, 8 мая 1940 г., Ждановский райсовет г. Горького постановил закрыть церковь под клуб и детские ясли, «поддерживая ходатайство большинства граждан поселка». Горьковский Облисполком 28 мая 1941 г. подтвердил закрытие церкви.
    С началом войны отношение правительства к Православной церкви изменилось, и 31 июля 1941 г., через два с половиной месяца после закрытия храма и на 40-й день войны Высоковская церковь была открыта: Ждановский райисполком рассмотрел заявления «граждан верующих о предоставлении помещения для отправления религиозных обрядов», и решил предоставить им помещение Высоковской церкви.
    5 августа 1941 г. был организован церковный совет, и 10 августа церковь была открыта. К 1943 г. община церкви уже в состоянии была сделать взнос в помощь фронту в 500 тыс. руб. (а ее настоятель протоиерей А.А. Архангельский внес 200 тыс. руб.). Всего за войну – «не менее 6 миллионов рублей». Такую сумму внести на нужды войны церковь могла потому, что количество ее прихожан составляло более 5000 чел. верующих со всей нагорной части города и частично Кстовского, Борского и других районов области.
    При Высоковской церкви в 1943 г. жил первый после возрождения епархии епископ Сергий (Гришин). А с ноября 1944 г. настоятелем церкви считался следующий после Сергия епископ – Зиновий (Красовский). Церковь теперь могла содержать «членов исполнительного органа», просфорницу, уборщицу, истопника, которым ежемесячно выплачивалась зарплата. В 1940-е годы служба в церкви была ежедневной.
    В 1955 г. община Высоковской церкви построила каменный гараж и бензохранилище для двух машин, приобретенных в 1956 г. – «Победы» и «ЗИМ» (случай исключительный при советской власти!). Была построена каменная сторожка с водяным отоплением, где происходили крещения.
    С 1943 г. и по 1974 г. церковь в с. Высоково упоминается в документах как кафедральный собор. История этого храма – особенная для нашего города, так как вобрала в себя все перипетии времени – репрессии, возвращение к служению, патриотическое движение, служение в послевоенные безбожные годы.

Спасская церковь

    Церковь Всемилостивого Спаса, сооруженная в память спасения Царствующей семьи 17 октября 1888 г. во время крушения поезда, была заложена 7 июня 1899 г. при епископе Владимире (Петрове), строилась по проекту академика архитектуры А.М. Кочетова под наблюдением архитектора Цейдлера на доброхотные даяния, собранные Строительным Комитетом при Городской Думе из именитых граждан Н. Новгорода под председательством Я. Башкирова. Освящен храм был 12 октября 1903 г. епископом Назарием (Кирилловым).
    Храм построен в стиле Московского зодчества XVII в.: пять больших глав на тонких шейках были вызолочены; колокольня в одной связи с храмом была с шатровым верхом, и паперти устроены с характерными кувшинообразными выпуклыми столбами и двойными арками. Главный купол пирамидально-конической формы. Храм трехалтарный. Главный престол – во имя Всемилостивого Спаса, а придельные: на правой стороне – во имя Апостола Иакова, брата Господня, а также во имя Святителя Николая и прп. Серафима Саровского; а левый – во имя Святителей Петра и Алексия Московских, а также прп. Сергия Радонежского и пророка Осии. Иконы были скопированы с «изображений новых русских художников, особенно Васнецова». Внутренние стены, своды и купол храма были в 1911 г. расписаны художественно исполненными изображениями священных событий и ликов святых, написанных по образцам московского храма Христа Спасителя и Владимирского собора в Киеве, а каймы сводов и арок были выполнены по эскизам академика Кочетова.
    При церкви был дом для клироса, построенный Комитетом по постройке храма. (В 1919 г. церковный дом был изъят в собственность города и занят под квартиры).
    В 1930 г. церковь была закрыта Постановлением Нижкрайиспокома от 1 марта 1930 г. по просьбе общих собраний Союза водников, актива ЖАКТа «Рассвет» и «учащих и учащихся школы глухонемых», т.к. «у рабочих-водников ощущается острая нужда в здании для клуба, а у глухонемых – в школьном здании». Однако в 1930 г. ВЦИК закрытие церкви не утвердил, и храм остался у верующих (только подвал занял склад Красного Креста).
    В 1935 г. при церкви продолжали жить члены клира и их семьи: священники Сахаровский и Виноградов, вдова священника Боголюбова и жена осужденного священника Ободова с пятью детьми. В октябре 1936 г. на храм Спасской церкви была «подселена Никольская старообрядческая община, во главе со священником Смирновым В.И. – после закрытия их церкви в б. Бугровском скиту. Служба продолжалась в Спасской церкви до 1937 года.
    5 августа 1937 г. был арестован о. Петр Сахаровский, а в ноябре 1937 г. – о. Николай Виноградов. Они были обвинены в принадлежности к «Горьковскому филиалу церковно-фашистской организации» во главе с митрополитом Феофаном (Туляковым), вели контрреволюционную агитацию, шпионскую деятельность». 21 сентября 1937 г. о. Петр (Сахаровский) был приговорен к высшей мере наказания. 4 октября 1937 г. он был расстрелян. О. Николай (Виноградов) был расстрелян 11 декабря 1937 г.
    19 января 1938 г. в Ждановский райсовет поступило заявление от приходской общины Спасской церкви: «С 21 ноября 1938 г. в Спасской церкви богослужение не совершается. За неимением священников религиозные требования прихожан церковь удовлетворить не может. В результате бездействия церкви не стало возможности получать средства на содержание храма и обслуживающего персонала... Приходской совет пришел к решению просить райсовет принять имущество Спасской церкви...».
    На два дня ранее этого заявления, 17 января 1938 г., Президиум Горьковского облисполкома постановил «ликвидировать молитвенное здание Спасской церкви» с тем, чтобы передать помещение храма областному Архивному Управлению под исторический архив, переводимый из Благовещенского монастыря.
    16 февраля 1938 г. приходской совет Спасской общины в лице Баровой М.Н. и Сковленкова И.Ф. сдал Ждановскому райфинотделу церковное имущество (в т.ч. 46 икон и др. богослужебные предметы). Здание церкви было переоборудовано под архив. В 1947 г., когда появилась возможность открытия церквей, группа верующих подала в Горисполком ходатайство об открытии Спасской церкви, но получили отказ вследствие того, что «здание церкви используется под исторический архив, на оборудование которого затрачено 2055 000 р.».
    В 1990 г. архиепископ Николай (Кутепов) просил у Горьковского облисполкома передать храм Спаса на ул. Трудовой верующим, но райисполком отказывал на том основании, что церковь уже была обещана Консерватории под концертный зал. Тогда инициативная группа верующих написала письмо М.С. Горбачеву: «...это не соответствует духу времени, когда все усилия Партии и Правительства направлены на возбуждение нравственности, которое не возможно без религии». Письмо ли, общие ли перемены подействовали, но вскоре церковь была отдана Епархии. Сейчас это прекраснейший храм нагорной части Нижнего Новгорода.

Подготовила гл. библиотекарь по краеведению
А.А. Медведева

Назад