поэтическая экскурсия

     В 2013 году во всем мире отмечалась знаменательная дата – 120-летие со дня рождения поэта.
     В. Маяковский приезжал в наш город в январе 1927 года и даже упомянул о своем визите в Нижний в стихотворении-отчете «По городам Союза».

            Лёд за пристанью за ближней,
            оковала Волга рот,
            это красный,
            это Нижний,
            это зимний Новгород.

            По первой реке в российском             сторечьи
            скользим…
            цепенеем…
            зацапаны ветром…
            А за волжским доисторичьем
            кресты да тресты,
            да разные «центро».

            Сумятица торга кипит и клокочет,
            клочки разговоров
            и дымные клочья,
            а к ночи
            не бросится говор,
            не скрипнут полозья,
            столетняя зелень зигзагов Кремля,
            да под луной,
            разметавшей волосья,
            замерзающая земля.
            Огромная площадь;
            прорезав вкривь ее,
            неслышную поступь дикарских лап
            сквозь северную Скифию
            я направляю
            в местный ВАПП.

     В Н. Новгород поэт прибыл с лекционной поездкой. Остановился в гостинице «Россия», которая располагалась тогда в здании исторического факультета ННГУ им. Н. Лобачевского. Он пробыл в городе два дня. Этот факт в истории Н. Новгорода так и остался незамеченным, а на стенах здания истфака увековечена память о визите А.С. Пушкина в 1833 году. Единственным доказательством факта пребывания В. Маяковского в Нижнем Новгороде, помимо стихов, стал снимок начинающего 16-летнего фотокорреспондента Нисона Капелюша.
     Его сын Лазарь Капелюш вспоминает: «Помню, как отец рассказывал, что получил задание от редакции газеты «Молодая рать» сфотографировать поэта, для чего направился в гостиницу «Россия». Он застал Маяковского за игрой в бильярд, и что сразу бросилось в глаза отцу, так это могучий рост поэта и большие руки, искусно владевшие кием. Одет он был очень просто, и из всего его наряда отцу запомнилась только косоворотка черного цвета с белыми пуговицами.
     Поэт… пригласил отца в свой номер, который находился по соседству с бильярдной. В комнате было очень темно, но вдруг в окно заглянул луч заходящего солнца и именно в этот момент отец его сфотографировал».
nbsp;    Самого нижегородского фотографа, как и Владимира Маяковского, давно нет в живых. Но не мешало бы на здании бывшей гостиницы «Россия» поместить мемориальную доску следующего содержания: «Здесь, в бывшем здании гостиницы «Россия» в январе 1927 года Нисон Капелюш был сделал один из лучших фотопортретов Владимира Маяковского». И тогда Нижний Новгород был бы единственным городом России, в котором сбылось предсказание Маяковского:
            После смерти
                        нам
                              стоять почти что рядом:
            вы на Пе,
                        а я
                             на эМ.
                             (ст. «Юбилейное»)
     А наш город, так или иначе, продолжает жить воспоминаниями о поэте. С годами у меня выработалась такая привычка: все окружение, весь мир воспринимать через призму «Маяка» (такое прозвище было у поэта при жизни, а дети величали рослого мужчину не иначе, как «дядя Маяк»).
     И вот какими интересными наблюдениями могу поделиться. Есть у нас на Большой Покровской неподалеку от здания ННГУ кафе с яркой вывеской, на которой изображена советская женщина в косынке. И даже самому владельцу заведения, наверняка, невдомек, что же за кричащая барышня запечатлена на вывеске…
     А это, между тем, никто иная как возлюбленная Маяковского Лиля Брик. Фрагмент ее изображения заимствован со знаменитого плаката Александра Родченко, не раз фотографировавшего музу поэта при жизни.
     Или вот вам другое наблюдение: на той же самой Большой Покровской расположен бутик модной одежды, в названии которого как бы дублируются буквы «м» и ее зеркальное отражение – английское «w». Именно такое сочетание букв было выгравировано внутри кольца, подаренного Владимиру Маяковскому Лилией Брик. «W» - Владимир и «М» - Маяковский. Аналогичное кольцо с ее собственными инициалами Л.Ю.Б. (Лилия Юрьевна Брик) поэт подарил самой возлюбленной. Если читать выгравированные буквы по кругу, то получается бесконечное «ЛЮБЛЮ».
     В советские 30-е улица Рождественская (Кооперативная) была переименована в улицу Маяковского и более полувека называлась горожанами Маяковкой. В мои молодые годы в доме № 6 (ранее принадлежавшем фабриканту с книжной фамилией Переплетчиков) был кинотеатр и клуб водников имени Маяковского. Сейчас здесь ресторан с литературным названием «Безухов». Он является частью оригинального проекта «Еда и культура». Здесь периодически собираются литературно-гастрономические гурманы, чтобы увидеть и услышать современных писателей и поэтов, а также полистать фирменную газету «Селедка». Читаю газету глазами Маяковского:
            На чешуе жестяной рыбы
                        прочел я зовы новых губ…
     На этом мои фантазии не заканчиваются. Выяснила, что бренд «Еда и культура» - это целый ряд арт-кафе и галерей, и в этом ряду есть заведение с женским именем Нора. А ведь так звали любимую Поэта, упомянутую в прощальной записке!..
     Умозрительно протягиваю ниточку к другому женскому имени из его биографии – юной Верочке Шехтель. Ее отец – выдающийся зодчий-модернист Федор Шехтель – проектировал в 1911-13 гг. два дома для купца Рукавишникова (улица Рождественская, 13 и Нижне-Волжская набережная, 11). В послевоенные годы в одном из этих домов, своим блеском не уступающих столичным, заработала швейная фабрика «Маяк».
     Имя Маяковского ведет меня к площади легендарного Н. Маркина. Ищу между ними сходство: оба на букву «М», один – Комиссар, другой – Командор (в книге В. Катаева «Алмазный мой венец»), оба родились в 1893 году… Через 50 лет после посещения Маяковским Нижнего на площади у речного вокзала был установлен памятник героям Волжской военной флотилии. Три монументальные фигуры в бушлатах, «вбивая гулко шага сваи», двигаются в сторону Волги:
            Кто там шагает правой?
                        Левой!
                                    Левой!
                                                Левой!
     19 июля 2012 года у монумента собрались молодые люди из общества «Вольная поэзия», чтобы почтить память погибшего нижегородского поэта Александра Бушуева. Встреча была приурочена ко дню рождения любимого им Маяковского. Поэты читали стихи, свои и Командора. Я была среди слушателей и оценила это действо по-маяковски: «Хорошо!..»

nbsp;    Но сегодня торжественного настроения на площади героя Гражданской войны не возникает. Шагать краснофлотцам некуда: впереди синий забор заслонил Волгу, а с тыла – декорация к комедии Маяковского «Клоп» (картина 3-я) – «съезжалися к ЗАГСу трамваи…». Стоит аттракцион «Электрические витамины» для современных эльзевир и присыпкиных, некий белый «храм уединенного размышления», лавочка с яркими бантиками и сердечками-замочками приглашает парочки замерить силу страсти. Сразу же вспоминается, что Поэт хотел написать поэму «Плохо», но не успел. Хорошо, что улица больше не носит имени Маяковского: поэт, яростно ненавидевший пошлость, пришел бы в отчаяние.
     Проезжая по центру Автозавода, всегда вспоминаю строки Маяковского: «Здесь будет город-сад!» В одном из апрельских номеров «Новой газеты» за 2014 год Марина Кулакова хорошо написала о сталинском ампире в его архитектуре. Она выросла в красоте колонн, кариатид, грандиозных арок великолепных домов и преподносит этот стиль как «сильное впечатление детства».
     Маяковский любил простор площадей – подходящая величина его характеру и росту, его темпераменту и дарованию. Я тоже люблю автозаводский ансамбль, особенно выделяя Бусыгинский дом. В арках его видится памятник Маяковскому. Не случайно именно в этом доме размещена библиотека имени Маяковского. Сам поэт, живший на Лубянке среди похожих домов, хорошо вписывается в этот урбанистический пейзаж.
     19 января 1927 года Маяковский с Ромодановского вокзала на местном поезде отправился в Арзамас, чтобы пересесть там на казанский курьерский.
            За версты,
                        за сотни,
                                    за тыщи,
                                                за массу
            за это время заедешь, мчась,
            А мы
                        ползли и ползли к Арзамасу
            со скоростью верст четырнадцать в час.
                             («По городам Союза»)

     Жить оставалось Поэту три года и три месяца…

Овсянникова Алла Михайловна,
пенсионерка,
маяковед не по профессии, а по призванию,
читательница МКУК ЦГБ им. В.И. Ленина
контактный телефон 246-41-02

     Иллюстрации взяты из книг:

  1. Время в объективе Нисона Капелюша: хроники войны и мира : альбом / сост.: Л. Капелюш, А. Цирульников. – Н. Новгород : Литера, 2010. – 200 с.
  2. Катанян В. Прикосновение к идолам. – М. : Захаров, 2002. – 510 с.
  3. Лукин В.П. Николай Михайлович Мочалин. – Н. Новгород: РИ «Бегемот», 2007. – 208 с. : ил.
  4. Смирнова Л.М. Нижний Новгород до и после. Историко-литературные очерки. – Н. Новгород : Бегемот, 1996. – 256 с. : ил.

    Назад

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
  _____          __  __   __   _____         
|___ / __ _ \ \/ / / _| |___ / __ _
|_ \ / _` | \ / | |_ |_ \ / _` |
___) | | (_| | / \ | _| ___) | | (_| |
|____/ \__,_| /_/\_\ |_| |____/ \__, |
|___/
Enter the code depicted in ASCII art style.