Преподобный Макарий — один из самых известных русских святых, прежде всего, благодаря всероссийски известной ярмарке, получившей свое название по имени монастыря, основанного преподобным Макарием. Макарий Желтоводский и Унженский был современником преподобного Сергия Радонежского. Как и святитель Дионисий Суздальский и преподобный Евфимий Суздальский, Макарий был активным православным миссионером. За 95 лет жизни он претерпел немало лишений, и не только присущих монашеской жизни, но и обусловленных историческими условиями. Сегодня преп. Макарий равно почитается в Нижегородской, Костромской, Ивановской епархиях.
    Преподобный Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 г. в зажиточной купеческой семье. (В это время – с 1341 по 1392 г. – существует самостоятельное Великое Нижегородско-Суздальское княжество. В 1392 г. Нижегородские земли присоединены к Москве). Его родители Иоанн и Мария дали ему при крещении имя, которое не сохранила для нас история. По достижении 7-летнего возраста мальчик был отдан в обучение. Семья будущего подвижника относилась к числу прихожан церкви св. Жен Мироносиц (дом их располагался в 15 метрах к северу от храма); в нем же и крестили будущего святого. В этом же приходе в 1316 г. родился другой будущий известный ученик св. Дионисия – Евфимий Суздальский.
    Дальнейшая их судьба оказалась связанной с Нижегородским Вознесенским Печёрским монастырем и его основателем иеромонахом Дионисием (монастырь был основан около 1330 г.). До 12 лет будущий преп. Макарий ни разу не был в Печёрском монастыре. Дионисий впоследствии часто вспоминал своего любимца, постника и молитвенника Макария, в беседах с преп. Сергием Радонежским и Евфимием Суздальским.
    Что же привело Макария на монашескую стезю? Прежде всего, семейное воспитание, глубокая набожность родителей и их верность церковной обрядовой традиции. Во-вторых, пример Евфимия, юноши из его же прихода, стяжавшего себе славу подвижника и молитвенника за мир. В-третьих, его личный выбор – издревле монашескую стезю выбирали тех, кто иначе себе не представлял того, что в православии обозначается как «спасение души».
    Макарий ушел в монастырь в возрасте 12 лет. Он пробыл какое-то время послушником св. Дионисия, потом принял традиционные монашеские обеты нестяжания, послушания, целомудрия. Духовные наставления ему давал сам св. Дионисий. Устав в Вознесенскую Печёрскую обитель был дан Дионисием по образцу устава Киево-Печёрской лавры. Из 12 учеников святителя Дионисия история сохранила имена троих – преп. Евфимия Суздальского, преп. Макария Желтоводского и Унженского и Павла Высокого («инок чудный, книжный, славный своими добродетелями и познаниями», за что и получил прозвище философа, скончался в 1383 г. и был долго оплакиваем братией за свое подвижничество и доброту).
    Монахи Дионисия питались плодами своих трудов и приношениями местных жителей. К 1363 г. Печёрский монастырь имел свой деревянный храм, ряд келий, трапезную, хозяйственные постройки и ограду. В обители в небольшом количестве имелись рукописные книги. В 1374 г. Дионисий был рукоположен митрополитом Алексием в сан епископа. По благословлению Дионисия Макарий уходит из Печёрского монастыря и основывает новую обитель в пустыни в верховьях Волги, близ слободы Решмы Юрьевецкого уезда Костромской губернии. (По преданию, в это время состоялась встреча Макария с преп. Тихоном, Луховским Чудотворцем). Макарий освятил и оставил собравшейся братии обитель во имя Богоявления Господня. Сам он вновь уходит пустынножительствовать, выбирает место близ Желтоводского озера и поселяется там.
    Преп. Макарий приложил много усилий для привлечения в православную веру народов, населявших земли близ монастыря; причем действовал всегда силой убеждения. Он крестил татар, черемисов, чувашей. Обитель расцветала под его управлением. В 1439 г. она была полностью разрушена во время нападения войска Улу-Махмета, основателя Казанского царства. Братия погибла, Макарий был уведен в плен, но вскоре освобожден ханом. Последний позволил ему увести с собой часть пленников-христиан: 40 мужчин, несколько женщин и детей и даже возвратил им часть имущества. Также преп. Макарий получил разрешение похоронить погибших монахов, что он и сделал по возвращении.
    После 5 лет своего благополучного существования под руководством преп. Макария Троицкая обитель осталась на 190 лет без насельников, и только в 1624 г. там была возобновлена монашеская жизнь старцем Авраамием — по преданию ему троекратно явился сам преп. Макарий и просил об этом.
    После отпевания погибших монахов преп. Макарий со спутниками отправился вверх по течению Волги и остановился в городке Унжа. Он был принят с почетом горожанами, но отправился вниз по течению Унжи и там освятил место под свою келью. В 1439 г. он на месте своей «новой Макарьевской пустыни» основал обитель, известную ныне как Макарьевский Унженский монастырь. Документов о жизни Макария в 1374–1434 г. не сохранилось. Укрепление восточных границ Нижегородского Поволжья требовало заселения территорий, где подвизался Макарий. С этой целью и было предпринято строительство монастыря. Макарий был выбран как наиболее опытный многолетний пустынножитель. В истории не сохранилось свидетельств о переговорах молодого князя Василия Васильевича и преп. Макария. В житии записано, что великий князь Василий Васильевич Темный (1425–1462,) отец Василия III, внук Дмитрия Донского) посещал Макария и «оказал ему значительное пособие в сооружении монастыря». Так возникла на волжском берегу новая, третья обитель, основанная Макарием — Желтоводская. Монастырь был освящен, преп. Макарий стал его игуменом. Здесь Макарий провел почти 5 лет и скончался в 1444 г. (по версии «Жития…») в возрасте 95 лет. 83 года из них он пробыл в монашеском чине.


    После кончины Макария монастырь пополняется новыми насельниками; с 1596 г. он становится более известным, Троицкая соборная церковь достраивается присланным царем Федором Иоанновичем иноком-строителем Давидом Хвостовым (1601 г.). Царь Василий Иоаннович жалует обители несколько деревень и хуторов с угодьями. В 1620 г. щедрый вклад делает Михаил Романов, дважды приезжавший на поклонение к св. Макарию (РГАДА, ф. 281, Нижегород. Уезд, д.111/8052, л.1). Однако монастырь оставался деревянной постройки и нередко страдал от пожаров. С 1663 г. начинается каменное строительство. С 12 октября 1671 г. в Макарьевском монастыре празднуется день обретения нетленных мощей прп. Макария наравне с 25 июля — днем памяти преподобного.


         Источники:


  1. Агафонов С.Л. Горький. Балахна. Макарьев. – М., 1987.
  2. Зимин А.А. В канун грозных потрясений. М., «Мысль», 1986.
  3. Каптерев Л.М. Нижегородское Поволжье X – XVI веков. – Горький, 1939.
  4. Понырко Н.В. Житие Макария Желтоводского и Унженского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. – Л., 1988. – С. 292.
  5. ПРЛ, Ермоленская летопись 1446 г., Мазуринский летописец, Новый летописец.
  6. Сказание о жизни и чудесах преподобного Макария, Желтоводского и Унженского Чудотворца / . сост. Иеромонах Макарий. – М., 1850.
  7. Снежницкий А. Макарьевская часовня в Нижегородской ярмарке. – Н. Новгород, 1901.
  8. Филатов Н.Ф. Макарьев на Волге. – М., 1988.

Гл. библиотекарь по краеведению
Центральной городской библиотеки
А.А. Медведева



Назад