Настоятель Евангелическо-лютеранского прихода
г. Нижнего Новгорода
Ярослав Иванович Бойченко

    Трудно представить себе историю России, всю российскую культуру без огромного вклада в её развитие многих одаренных и известных лютеран. Цель данной публикации - вспомнить о немцах-лютеранах, оставивших заметный след в культуре Нижегородского края.


* * *

    Панская, Немецкая (нынешняя Славянская) - всё это названия улиц в Нижнем Новгороде, связанных с жизнью иноземцев. Любопытно их происхождение.
    1505 год, 4-е сентября. Царствование Иоанна III (Ивана Васильевича). Под Нижний Новгород привёл своё войско из 40 000 тысяч татар и 20 000 ногайцев Мухаммед-Амин… Кому-то из русских пришла мысль, что можно предложить пленным "огненным стрельцам литовским, глаголемых жолнырянами", защитить Нижний Новгород, используя их же пушки и снаряды, с которыми умели обращаться только военные пленники. Уже пять лет они томились в плену, в ямах, заживо погребенные. Их оставалось около трехсот человек, среди них 12 воевод. Отважный воевода Хабар Симский обещает всем свободу, возможность уехать на родину, если помогут отбиться от Мухаммед-Амина… Как не согласиться?!?
    …На стены Тверской цитадели вкатили пушки и навели на стан неприятельский. Раздались выстрелы, полетели раскаленные ядра, "возмутились аки птичьи стада" по слову летописца, ногайцы-казанцы отступили. Так "жолныряне огненным стрелянием своим и град от взятия удержаша и народ от меча и плена избавиша".[1]
    Литовцы были освобождены, награждены щедро - исполнил своё обещание воевода Симский. Часть литовцев вернулась на родину, а другая - добровольно осталась в Нижнем навсегда, поселилась на берегу Волги, на улицах под общим названием Панских, где впоследствии селились ливонцы, переселённые из Дерпта Иоанном IV, немцы, шведы, голландцы, имевшие свою лютеранскую церковь. Панские улицы соединялись с Печерской слободой, с верхней набережной Коровьим съездом. Как гласит предание, неподалёку от лютеранской церкви в Печерской слободе существовала православная церковь св. Параскевы.[2] "Писцовая книга" свидетельствует, что за "старым острогом от церкви св. апостолов Петра и Павла, под Откосом, по берегу Волги реки к печёрскому монастырю слободка нижегородских немцев и литвы".[3]
    В XIX веке в верхней части города Нижнего Новгорода у иноземцев появилась улица под названием Немецкая (спроектированная вместе с ул. Канатной, нынешней Короленко, нижегородскими архитекторами генерал-инженером П. Готманом и И. Ефимовым). Только в 1914 году, в связи с антигерманскими настроениями, Немецкая улица была переименована в Славянскую.
    В царствование Ивана Грозного (1547-1584), в разгар Ливонской войны, пленников присылало правительство партиями в понизовые города и обязывало гарнизонной службой. В Нижний Новгород прибыли 50 горожан Юрьева-Дерпта. Сосланные военные и гражданские иностранцы пользовались свободой передвижения и занятий. Правительство обнаружило по отношению к ним полную лояльность и веротерпимость.
    В 1585 году, по примеру Москвы, сосланным в Нижний Новгород лютеранам, иноземцам, было предоставлено право иметь молитвенный дом, соблюдать свои религиозные традиции, они же, в свою очередь, должны были защищать Поволжье, используя свой накопленный военный опыт. Не без их помощи подавлялись восстания в Поволжье местных народов, горной и луговой черемисы.[4]
    На Макарьевскую ярмарку на Волге у стен Макарьевского монастыря собирались купцы из многих стран мира (с середины 16-го века и до 1816 года ярмарка ежегодно проходила в июле).[5] Первый царь из династии Романовых Михаил Федорович (1613-1645) дал право торговать в России голштинским купцам-лютеранам, и они бывали у этой православной обители, а по пути останавливались в домах у лютеран-нижегородцев.
    Из "Сотной грамоты" (1629 г.) можно заключить, что в Нижнем Новгороде немцы-лютеране жили на берегу Оки между Благовещенской и Ямской слободами и под нынешним Волжским откосом, рядом с польско-литовской слободой. Там же располагалось и первое Немецкое кладбище.[6] "Сотная грамота" также свидетельствует о том, что с 1622 года в Нижнем Новгороде постоянно жил лютеранский пастор, имевший дом с огородом и садом "на Никольской улице в Малом остроге у Никольских кремлёвских ворот - нынешней Никольской башни".[7]
    Интереснейшие сведения о Нижнем Новгороде - "городке в устье Оки" и лютеранах, в нём проживающих, оставил Адам Олеарий (1603-1671) - известный математик, физик, ориенталист, лучший знаток персидского языка в Европе, один из лучших немецких прозаиков своего времени.
    Олеарий выполнил первые известные нам ясные изображения облика старого Нижнего Новгорода.[8] А в 1647 году издал объемистое сочинение "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно", которое имело бешеный успех в Европе.[9] В этом сочинении Олеарий подробно передаёт свои огромные впечатления от посещения Нижнего Новгорода.
    От царя Михаила Федоровича было получено разрешение для дальнейшего путешествия голштинского посольства, в составе которого был Олеарий, построить военный корабль "Фридрих".
    В начале 1635 года на верфях Нижнего, располагавшихся неподалеку от Немецкой слободы, началась работа нижегородских и балахнинских корабелов под надзором семи голштинцев. Верфи были расположены напротив нынешних Красных казарм.[10]
    Парусный корабль был построен с помощью русских плотников из Балахны из сосновых досок. Это был первый русский военный корабль, 36 метров в длину и 12 метров в ширину. Когда он появился в Астрахани, это произвело настоящую сенсацию.[11]
    С 11 по 30 июля 1636 года Олеарий пробыл в Нижнем Новгороде, где строился корабль "Фридрих" для продолжения путешествия в Персию. Называя Нижний Новгород в числе знатнейших российских городов, Олеарий сообщает о том, что в нем живут "русские, татары и немцы".
    Нижегородский краевед Н. Храмцовский в своей книге "История и описание Нижнего Новгорода" пишет, что по свидетельству Олеария община лютеран насчитывала около 100 человек. Сам Олеарий в 1636 году, в день Пасхи, "приобщился здесь Святых Таинств", и что "пастор нижегородский провожал его по Волге".[12]
    На возвратном пути из Персии состоялось второе посещение Нижнего Новгорода голштинскими послами. 21 декабря 1638 года, в канун Рождества Христова, послы "въехали в Нижний". Разместиться им пришлось в доме Ганса Бернгарда. "Здесь мы …застали самую крайнюю на востоке лютеранскую церковь, которая, как нам сказали, стояла здесь уже 58 лет" (с 1580 года. - Авт.). Прихожане очень просили гостей задержаться на пару дней, чтобы вместе провести праздник Рождества, а кроме того, получить Святое Причастие у пастора, путешествовавшего вместе с делегацией послов. Но спешка заставила гостей уехать 23-го числа, а Рождество путешественники встретили в деревне Юрино, в 50 верстах от Нижнего.[13]


* * *

    18 декабря 1827 года в Нижнем Новгороде на улице Большой Покровской было освящено новое каменное здание лютеранской Церкви св. Александра (на 250 мест) с хорошим органом. Средства на строительство Церкви были завещаны нижегородцем, шведом по происхождению, полковником Свюбергом. Кроме того, председатель нижегородского суда, действительный статский советник Карл Ребендер, который являлся также председателем нижегородского лютеранского Церковного Совета, собрал средства от прихожан.
    В 1831 году, справа от Храма был построен каменный двухэтажный пасторат. Для этой постройки к сумме, пожертвованной прихожанами, была выдана и сумма из губернской казны. У лютеранской церкви была установлена большая колокольня, а также был в собственности большой участок земли рядом с ул. Большой Покровской площадью 600 кв. саженей (около 2730 кв. метров).[14]

    В 1962-1963 гг. лютеранский храм, являвшийся памятником архитектуры России, был снесён, а слева от храма был построен кинотеатр "Октябрь". Сохранился до сих пор только дом лютеранского пастора (дом № 51 по ул. Б. Покровской), на нём сейчас установлена памятная доска.

* * *

    Первые аптеки в Нижнем Новгороде основаны лютеранами. В 1780 году в Нижний Новгород пожелал переселиться только что закончивший образование в Германии лютеранин Георг Христиан Людвиг Эвениус. Первая нижегородская аптека расположилась в здании на ул. Варварской, работать начала с января 1781 года. Почти 50 лет (умер в 1830-х годах) лично управлял этой крупной, лучшей в городе аптекой популярный в городе немец "Егор Крестьяныч" (так переделали имя аптекаря Георга Эвениуса на русский лад).[15]
    Георг Эвениус был старшиной Церковного совета Евангелическо-лютеранской церкви города Нижнего Новгорода и его собственноручные подписи стоят на всех приходских документах того времени, как и подписи одного из его сыновей.[16]
    Интересный эпизод в истории города - вынужденная эвакуация Московского университета в Нижний Новгород в августе 1812 года. Ректор Московского университета, лютеранин Иоганн Христиан Гейм (1758-1821), профессора и чиновники нашли приют в частных домах. Профессор Рейнгард сразу же по приезду в город остановился в доме Евангелическо-лютеранской церкви на Покровской улице. Часть гимназистов и студентов нашли приют в доме нижегородского аптекаря Эвениуса, два сына которого также учились в Московском университете.[17]

* * *

    В XIX веке архитекторами, инженерами и зодчими многочисленных павильонов Нижегородской ярмарки и нижегородских зданий стали русские, немцы (среди них были и лютеране), французы, испанцы: А.Ф. Кокоринов, А.А. Пахомов, И.Е. Ефимов, В.А. Покровский, П.Д. Готман, А.Л. Леер, А.И. Шеффер, Г.И. Кизеветтер, Л.В. Даль, Р.Я. Килевейн и многие другие.
    Лютеранами являлись известные талантливые архитекторы и инженеры, творившие в Нижнем Новгороде. Среди них - Антон Лаврентьевич Леер (1771-1848) и Роберт Яковлевич Килевейн (1825-1895).
    Леер прожил в Нижнем 24 года, и всё это время он являлся членом Церковного совета Евангелическо-лютеранской церкви г. Нижнего Новгорода (его собственноручные подписи стоят на всех церковных документах той поры). С его именем связан второй этап развития ансамбля Нижегородской ярмарки: в 1823-1828 гг. он проектирует и строит армянскую церковь и мусульманскую мечеть (в осуществлении этих проектов Лееру помогал архитектор Рафаил Рафаилович Бауса). В восточной части Благовещенского монастыря Антон Лаврентьевич Леер вместе с И.И. Межецким спроектировал православную Алексеевскую церковь.[18]
    В Нижнем Новгороде по проекту Леера построено много известных зданий, сохранившихся по сей день. По своим планам-фасадам Леер возводил здание духовной семинарии (1827-1831, ныне здание пединститута на пл. Минина). С 1834 года вместе с И.Е. Ефимовым Леер разрабатывает фасады двух корпусов Верхнепосадских общественных лавок на Благовещенской площади (ныне пл. Минина)[19], после чего площадь приобрела чёткие контуры.
    Отдельно нужно упомянуть и о лютеранине Роберте Яковлевиче Килевейне (1825-1895). С 1859 года он являлся губернским архитектором Нижнего Новгорода, участвовал в конкурсе на проект новоярмарочного Александро-Невского собора. На Килевейна был возложен надзор за строительством этого здания (в 1867 году). Помощником архитектора был Лев Даль, проработавший на постройке собора до начала 1874 года, когда еще не были завершены даже основные каменные работы.[20]
    Вместе с Львом Далем Килевейн участвует в восстановлении гробницы К. Минина в кремле и реставрации древнего собора Благовещенского монастыря, здания Всесословного клуба.[21] По проекту Роберта Яковлевича была построена (1871) одна из лучших в Поволжье мельница Матвея Башкирова.[22]
    В 1880-х годах Килевейн реставрирует колокольню Рождественской (Строгановской) церкви и староярмарочный Спасский собор.[23]
    Заинтересованный в сохранении историко-культурного многовекового наследия, Роберт Яковлевич до конца своих дней активно работал в составе Нижегородской губернской ученой архивной комиссии (НГУАК).[24]
     В Центральном архиве Нижегородской области (Ф. 570. Оп. 5. Д. 7) в метриках об умерших, зарегистрированных в Евангелическо-лютеранской церкви Нижнего Новгорода, значится следующая запись: "1895 год. № 8. 19 мая/22 мая. Роберт фон Кюлевейн, инженер-архитектор. Действующий статский советник, город Нарва, 70 лет, женат, апоплексический удар, похоронен на нижегородском приходском Евангелическо-Лютеранском кладбище Нижегородской губернии пастором Э. Гольцмайером".[25]
     В период с 1894 по 1923 год в Евангелическо-лютеранской церкви г. Нижнего Новгорода пастором служил Эрнст Фридрих Йозеф Гольцмайер (1867-1928), потомственный почётный гражданин г. Нижнего Новгорода.
     Согласно архивным данным, в 1905 году в лютеранском приходе было 933 прихожанина. Из них 673 немца, 133 эстонца, 98 латышей, 20 финнов, 6 шведов, 9 поляков.[26] Заметим, что по всеобщей переписи населения в 1897 году в Нижнем Новгороде было всего жителей 90 125 человек, то есть лютеран было более 1%. В Нижнем Новгороде было к этому времени 50 православных церквей, две единоверческих, один костёл, одна кирха (лютеранская церковь. - Авт.), одна раскольничья молельня, одна мечеть.[27]
    В Нижнем Новгороде на ул. Большой Покровской поражает своей красотой и величественностью Нижегородский драматический театр, построенный к Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года по проекту Виктора Александровича Шретера (1839-1901), академика, архитектора императорских театров, члена Королевского института британских архитекторов и Берлинского общества архитекторов, почётного члена Рижского общества архитекторов, евангелическо-лютеранского исповедания. Виктор Александрович получил первоначальное образование в Санкт-Петербурге в Петришуле (училище при евангелическо-лютеранской церкви св. Петра). Всю свою жизнь Шретер провёл в Санкт-Петербурге.

* * *

    Любопытно заметить, что архитектор Лев Даль был сыном выдающегося этнографа, прозаика, лексикографа Владимира Ивановича Даля (1801-1872), друга А.С. Пушкина. По отцу Владимир Даль - датчанин, по матери - немец, по месту рождения - украинец, по вероисповеданию - лютеранин, лишь в конце жизни принял православие (в 1871 году).[28] Нижегородцы гордятся тем, что Владимир Даль, работая над завершением Толкового словаря, почти десять лет жил в Нижнем Новгороде. В 1853 году Владимир Даль устроил гомеопатическую лечебницу при Удельном округе и для неё пригласил одного из выдающихся в России гомеопатов, лютеранина Карла Карловича Боянуса.[29]
    Нужно вспомнить и о замечательном ярком и бескорыстном человеке, достойном всякого почитания и уважения Александре Серафимовиче Гациском (1838-1893). Среди его предков были и французы, и шведы, и немцы, и поляки.[30] С именем Гациского связано учреждение учёной архивной комиссии в Нижнем Новгороде, которая начала работать в Ивановской башне кремля в 1887 году. Кратко она называлась НГУАК (Нижегородская губернская ученая архивная комиссия). Гациский до конца жизни являлся её председателем. Во многом благодаря Гацискому в Нижнем Новгороде был создан исторический музей.[31] Александр Серафимович принадлежал к гернгутерам. В России существовало несколько ответвлений протестантизма, входивших в структуру Евангелическо-лютеранской церкви. Там, где гернгутеры не имели своих молитвенных домов, они посещали лютеранские храмы. Для них существовали специальные Правила 1834 года.[32]

* * *

    Первые трамваи в Нижнем Новгороде начали ходить в 1895-1896 гг. благодаря двум немецким фирмам - фирме Рафаэля Карловича фон-Гартмана (в верхней части города) и фирме лютеранина Карла Сименса "Сименс и Гальске" (в нижней части города).[33]
    В 1907 году очень известной немецкой фирмой "W.Sauer" ("Вильгельм Зауэр") в лютеранской кирхе в Нижнем Новгороде был установлен средних размеров прекрасный орган, с 18 регистрами, двумя мануалами и педалью. Открытые духовные концерты с органом для всех горожан были тогда традиционными. Их значение для воспитания музыкальной культуры нижегородцев было велико. В архиве Нижегородской области сохранились афиши этих духовных концертов и восторженные отзывы в тогдашней прессе.

* * *

    Общеизвестно, что несколько губернаторов Нижегородской губернии имели или немецкое (шведское) происхождение или являлись лютеранами.
    Время деятельности талантливого православного Нижегородского и Алатырского епископа Дамаскина (1783-1794) совпало с назначением на должность генерал-губернатора Ивана Михайловича (Рейнгольда Иоанновича) Ребиндера (1733-1792 гг.).[34] Совпало не только по времени, но и по интересам, в частности к развитию просвещения. На Благовещенской площади (ныне пл. Минина и Пожарского) было построено здание Главного народного училища.[35] Всё это способствовало развитию грамотности населения.
    Вспомним и о Василии Федоровиче фон дер Лаунице (1802-1864). Василий Федорович родился в семье лютеранского пастора в городе Гробине Курляндской губернии. В 1862 году император Александр II командирует генерала Лауница в Нижний Новгород для охраны общественного порядка и государственной безопасности во время ежегодной ярмарки, на которую приезжало около 300 тысяч человек со всех городов России и зарубежья. И Лауниц прекрасно справился с возложенными на него обязанностями, получив от императора и нижегородцев особую признательность. Решением городского депутатского собрания 26 июня 1863 года генерал-адъютант фон дер Лауниц получил звание "Почётный гражданин Нижнего Новгорода".[36]
    С 1880 по 1882 год нижегородским губернатором являлся генерал-майор Николай Александрович Безак (1836-1897). Он происходил из дворянского рода, представители которого на протяжении нескольких веков проживали в Германии, евангелическо-лютеранского исповедания. В Нижнем Новгороде он оставил о себе память как о хорошем администраторе. При Безаке была значительно расширена сеть почтово-телеграфных учреждений в России, при которых открыты сберегательные кассы (Безак считается создателем сберкасс).[37]
    Необходимо вспомнить годы успешного губернаторства (1897-1905) прославленного лютеранина Павла Унтербергера, крепкого хозяйственника, так много сделавшего хорошего и доброго для города, для Нижегородской губернии и для России в целом.[38] Нижегородцы ещё при жизни Унтербергера хотели поставить ему памятник.
    Незадолго до февральской революции 1917 года последним губернатором в Нижнем Новгороде был лютеранин Алексей Фёдорович Гирс, принадлежавший старинному роду шведских дворян.[39] Нижегородцы благодарны А.Ф. Гирсу за открытие в городе университета.

* * *

    В 1931 году деятельность лютеранского прихода в Нижнем Новгороде была прекращена постановлением советских властей, здание Храма и вся собственность были конфискованы. Многие нижегородские лютеране были репрессированы. Все эти данные можно получить в государственных архивах.


Примечание

1). Храмцовский, Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. - Н. Новгород: Нижегородская ярмарка, 1998. - С. 72.
2). Храмцовский, Н.И. Указ соч. - С. 209.
3). Смирнов, Д.Н. Нижегородская старина. - Н. Новгород: Нижегородская ярмарка, 1995. - С. 57.
4). Черемиса - народность Поволжья, до 1918 г. - название марийцев (мари). 5). Макарьевская ярмарка - одна из крупнейших в России. Возникла в середине XVI века у Макарьева монастыря на Волге (в 88 км ниже Нижнего Новгорода). Выгодное географическое положение привлекало русских купцов из центральных районов государства, Поволжья, Сибири, а также купцов из Закавказья, Средней Азии, Ирана, Индии. Из-за огромного пожара в 1816 году, уничтожившего все основные ярмарочные строения, торг перенесён под Нижний Новгород, где с 1817 была учреждена Нижегородская ярмарка.
6). Савруцкая, Е.П. Нижегородский край и этнические немцы. - С. 19.
7). Храмцовский, Н.И. Указ. соч. - С. 352.
8). Адам Олеарий прибыл в Россию в 1634 г. в качестве секретаря и знатока иностранных языков в составе посольства (более 90 лиц), направленного к русскому царю Михаилу Федоровичу (1613-1645) и персидскому шаху Сефи с грамотой от шлезвиг-голштинского князя Фридриха I с целью завязать торговые отношения с Москвою и Персией. Во всё время пребывания в России Адам Олеарий вёл подробные записи, путевой журнал, зарисовывал карандашом людей, пейзажи, жилые дома. Рисунки Нижнего Новгорода, выполненные А. Олеарием, см. в книге: Дмитриевская Г.А., Рябов А.Н. Живописный Нижний Новгород. Первый опыт иконографии (Изоматериал). - Н. Новгород; Саранск, 2005. - С. 10-15.
9). Книга была переведена на французский, голландский, английский, итальянский языки, а на русский язык впервые - в 1663 году.
10). Храмцовский, Н. И. Краткий очерк истории и описание Н. Новгорода. - С. 539.
11). Большая Волга. - 2003. - 7 февраля.
12). Храмцовский, Н.И. Указ. соч. - С. 352.
13). Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. - СПб., 1906. - С. 351.
14). См. План Лютеранской Церкви. Разрезы. Характеристика наличности. Колокольня. План владения // ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 2. Д. 569. Лл. 2-7; Окладные книги // ЦАНО. Ф. 30. Оп. 35а. Д. 11259. Л. 146.
15). Эвениус воспитал двух сыновей. Оба закончили Московский университет. Один из них, Александр Егорович Эвениус, стал профессором Московского университета. // Смирнов, Д. Нижегородская старина. - С. 264.
16). ЦАНО. Ф. 570. Оп. 557. Д. 127 (от 19 декабря 1833 г.).
17). Петров, И.В. Нижний Новгород в войну 1812 года // Записки краеведов. - Н.Новгород: Книги, 2004. -С.32-34.
18). В советские годы церковь перестроили под планетарий. В настоящее время в ней возобновлены богослужения.
19). В 1828 году было возведено каменное здание Лютеранской церкви на ул. Большой Покровской. Автора проекта Лютеранской церкви точно выяснить не удалось. По архивным документам авторство приписывается сразу нескольким архитекторам (М.П. Коринфскому, Я.Д. Никлаусу, А. Бежанову). Но можно быть уверенным в одном: любой из этих архитекторов наверняка не обошёлся без консультации опытного и талантливого зодчего, члена Церковного совета Евангелическо-лютеранской церкви Антона Лаврентьевича Леера.
20). Торжественная церемония закладки Александро-Невского собора состоялась 18 августа 1868 года, а окончание всех работ было осуществлено к открытию ярмарки 1881 года. Участие в строительстве собора Л.В. Даля и Р.Я. Килевейна отражено на памятной доске, вмонтированной в стену собора. Но споры о том, кто является автором проекта, идут до сих пор. У версии, что автором проекта является Лев Даль, также немало сторонников.
21). Филатов, Н.Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV - начала XX вв. - Н. Новгород, 1994. - С. 112.
22). Царственно поставленный город. Нижний Новгород в старой открытке / Автор-составитель Машковцев В.П., автор текста Виноградова Т.П. - Владимир: Посад, 2000. - С. 227.
23). Бубнов, Ю.Н. Архитектура Н. Новгорода сер. XIX - нач. XX века
24). Филатов, Н.Ф. Указ. соч. - С. 112.
25). Есть и следующая запись: "1909 год. 18. Ольга-Луиза фон Кюлевейн, ученица Московской консерватории (Нижний Новгород, 30 лет, девица). Похоронена на Лютеранском кладбище".
26). Именно при пасторе Гольцмайере Евангелическо-лютеранская церковь Нижнего Новгорода торжественно праздновала 400-летний юбилей Реформации (октябрь 1917 года). См. об этом документы ЦАНО, а также: Газета нижегородского Евангелическо-лютеранского прихода "Согласие" № 4. - С. 4.
27). В городе переписано 400 педагогов и 400 церковных служителей. Из каждых 100 горожан 45 были неграмотными. Из 4000 взрослых дворян 200 совсем не умели читать. См. об этом: Смирнов, Д. Нижегородская старина. - С. 517.
28). Мать Владимира Даля - Мария Христофоровна, урождённая Фрейтаг. Бабушка - Мария Ивановна Фрейтаг, автор переводов на русский язык С. Гесснера и А.В. Иффланда. Отец - многосторонне образованный лингвист (даже знал древнееврейский язык), богослов и медик. См.: Нижегородский край в словаре Брокгауза и Ефрона. - С. 159.
С 1819 года основным трудом всей жизни Даля стал "Толковый словарь живого великорусского языка", над которым он работал свыше пятидесяти лет.
29). Смирнов, Д. Нижегородская старина. - С. 473.
Владимир Иванович Даль возобновил в Нижнем Новгороде "четверги", запрещённые ему в столице. Здесь бывали врачи, учителя, офицеры гарнизона, причём с врачами он беседовал на латыни.
30). О Гациском см.: ЦАНО. Ф. 765. Оп 3. Д. 1-314 (1856-1893).
31). После кончины Александра Серафимовича возникла непредвиденная ситуация с его отпеванием. Вот как об этом пишет Ю.Г. Галай: "Коллеги по архивной комиссии справились в католическом костёле - оказалось, что там он в числе прихожан не состоял. Аналогичный ответ последовал и от протестантского (лютеранского. - Авт.) пастора. И только после треволнений и хлопот, с разрешения нижегородского епископа, А. С. Гациского, так много сделавшего для нашего края, отпели в Покровской церкви, а затем похоронили на лютеранском кладбище (евангелическо-лютеранском кладбище Нижнего Новгорода - возле нынешнего парка Кулибина. - Авт.). Как потом выяснилось, Александр Серафимович был гернгутером. Так с XVIII века называлась религиозная секта "Богемские братья", выступавшая за апостольскую чистоту жизни, проповедуя строгость нравов и братское единение. Своё наименование секта получила от названия саксонского поместья Гернгут, в котором граф Цинцендорф приютил братию". // Галай Ю. Заветов старины седой ревнитель. - Гациский Александр. Нижегородский летописец. - Н. Новгород, 2001. - С. 19.
32). Немцы России. Т. 1. - С. 752-753.
33). См.: Бубнов, Ю.Н. Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде: к столетию со дня открытия. - Н. Новгород, 1996. - С. 21.
34). Сам Ребиндер был из известного дворянского рода, из Вестфалии (Западная Германия), представители которого были баронами Шведского королевства и графами Римской империи, а с начала XVIII в. многие из них состояли на российской службе.
35). Во многом благодаря наместнику Ивану Михайловичу Ребиндеру в Нижний Новгород 1795 году приехал талантливый живописец Александр Васильевич Ступин (1775-1861), основавший в Арзамасе знаменитую рисовальную школу.
36). Газета "Большая Волга". 28 марта 2003 года № 11. Софронов Игорь, подполковник пресс-службы Приволжского округа внутренних войск МВД.
37). Н.А. Безак имел трёх сыновей и одну дочь. Один из его сыновей, Фёдор, окончил Нижегородский кадетский корпус. См.: Немцы России. Т. 1. - С. 139.
38). Все члены большой семьи П. Унтерберга являлись лютеранами.
39). Его отец, Фёдор Карлович Гирс, являлся президентом Евангелическо-лютеранской консистории в Москве.

Назад