185 лет со дня рождения Килевейна Роберта Яковлевича,
губернского архитектора Нижнего Новгорода


    Килевейн Роберт Яковлевич (1825–1895) окончил в 1849 году строительное училище Главного управления путей сообщения. Служил в Казанской строительной комиссии.
    С 1859 он становится губернским архитектором Н. Новгорода. В 1860 – 1861 годы разработал проект и построил 2-ой детский приют (ул. Ульянова, 10), здание Всесословного клуба, множество жилых зданий.
    Одновременно с этим участвовал в конкурсе на проект новоярмарочного Александро-Невского собора. Руководить работами по возведению собора Александра Невского назначили Р.Я. Килевейна и Л.В. Даля.
     Самый большой в Поволжье собор Александра Невского на Нижегородской ярмарке был построен в 1881 году на Стрелке – месте слияния Оки и Волги (это место указал сам император Александр II, в честь которого собор возводился). Строительство было затруднено: Стрелка затоплялась во время разлива рек, грунт был слабый и пластичный, насыщенный влагой. И здесь сполна проявился инженерный дар Р.Я. Килевейна. Оригинальную конструкцию имеют фундаменты собора, разработанные Р.Я. Килевейном на основании геологических исследований, а также его собственные соображения относительно влияния значительных колебаний уровня грунтовых вод. Отказавшись от обычных свай, он предложил использовать в качестве основы деревянный плот, на котором покоилась сплошная плита из каменной кладки. Такая конструкция обеспечивала равномерную осадку и долговечность фундамента, т.к. плот оказывался в огромной заполненной водой глиняной «ванне», образовавшейся под тяжестью грандиозного сооружения. Это исключало воздействие на деревянное основание собора периодического понижения уровня грунтовых вод, что при свайной конструкции вскоре привело бы к загниванию свай.
    В 1864 году он возводит на ярмарке здание цирка для его владелицы крестьянки С. Авериной, а в 1866 году проектирует на Семинарской площади дом Н. Мосалова.
    При проектировании Килевейном в 1870 году деревянного дома П. Климова (ул. Б.Печерская, 35) проявилось влияние Л.В. Даля, который увлекался народными истоками русского национального искусства и прежде всего деревянным зодчеством. Уникальность данного проекта проявилась в том, что в нем Килевейн попытался применить в городской архитектуре приемы народного декоративного убранства.
    

    Деревянный особняк с красивым деревянным декором принадлежал Павлу Дмитриевичу Климову, крупному подрядчику, любимцу губернатора Анненкова и сыну Дмитрия Ивановича Климова, городского головы, купца и почетного гражданина. Дмитрий Иванович был хлебосольным и радушным градоначальником, благодаря ему все новобранцы и уральские казаки, проходившие через Нижний на театр военных действий во время Крымской войны 1854–1856 годов, не только были обеспечены кровом над головой и пищей, но даже и теплой обувью. Усадьба Климовых находилась на ул. Рождественской (ее постройки дошли до наших дней). Но Павел Дмитриевич решил построить себе новый жилой дом на тихой Большой Печерской улице и заказал проект архитектору Роберту Яковлевичу Килевейну, с которым был лично знаком.
    Этот дом в Н. Новгороде является одной из первых построек, в которой глухую рельефную резьбу использовал профессиональный архитектор. Композиция его, довольно типичная для домов последней трети XIX ве¬ка, проста: с обеих сторон главного фасада два слабо вы¬ступающие за плоскость стены ризалита, покрытые двухскатной кровлей.
    Дом венчается резным карнизом с широким фризом, уподобленным форме кровли. Ризалиты от подоконного пояска до конька кровли покрыты досками и деревянными плитами различной формы, украшенными глухой резьбой. Они установлены на одинаковых, расстояниях друг от друга и образуют крестообразный рисунок, связывающий треугольную форму конька со сложной формой оконного проема. В проекте неизвестный автор рисунок резьбы наметил условно, однако в натуре она была прекрасно выполнена под руководством архитектора Р. Килевейна. Выявление во внешних формах внутренней структуры здания, удачная взаимосвязь формы резных плит с формой крыши и окон и мастерски выполненная резьба позволяют отнести этот дом к лучшим образцам городских деревянных домов периода эклектики. Особняк является памятником федерального (общероссийского) значения.

    Во время разработки Далем проекта реконструкции гробницы Кузьмы Минина Роберт Яковлевич подключился к этой работе. По проекту в 1878 году на северной стороне Спасо-Преображенского собора был поднят великолепный памятник в виде часовни взамен более древней. В глубине часовни теплилась неугасимая лампада. Под памятником-часовней, в нижнем храме-усыпальнице, находилась сама гробница Минина, высеченная из цельного куска мрамора темно-серого цвета с надписью наверху: «Лета 7124 (1616) преставился раб божий думный дворянин Косма Минин».
    Вместе с Далем принимал участие в реставрации древнего собора Благовещенского монастыря.

    В 1880-х годах он реставрирует колокольню Рождественской (Строгановской) церкви. Она отклонилась от вертикальной оси более чем на метр. Поэтому пришлось не только заменять фундамент, но и осуществить разборку верхних ярусов колокольни, а затем сложить их заново.
При этом были сохранены детали декора или восстановлены по фотографиям, чертежам и гипсовым отливкам.

    В 80-х годах 19 века обсуждался вопрос о разборке обветшавшего староярмарочного Спасского собора. Храм был возведен на чрезвычайно опасной территории. Паводковые воды до такой степени размыли насыпной грунт, что первоначальный фундамент, сложенный из местного известняка, под воздействием влаги почти превратился в песок, вследствие чего в стенах собора появились опасные трещины. Но Килевейн настоял на реконструкции, хотя храм мог рухнуть в один момент. Многие архитекторы предлагали одуматься и отказаться от этой идеи. Талантливому инженеру удалось убедить ярмарочное купечество выделить средства на осуществление своего проекта. За короткий срок под собор был подведен новый оригинальный фундамент из кирпича-железняка.


    Заинтересованный в сохранении историко-культурного многовекового наследия, Р.Я. Килевейн до конца своих дней входил в состав НГУАК, был ее активным членом.
    Неизданным остался труд Роберта Килевейна «О подведении новых фундаментов под церковные и другие сооружения», над которым он работал в последние годы жизни, и судьба его осталась неизвестной.
    Лучшим памятником его заслуг являются десятки церквей и сотни различных частных зданий, построенных и отремонтированных им в Казанской и Нижегородской губерниях.

Список использованной литературы:

  1. Бубнов Ю.Н. Архитектура Нижнего Новгорода середины ХIХ – начала ХХ века. – Н. Новгород, 1991.
  2. Василевская И. «Разрушения храма не будет!» // Nota Bene. – 2008. – № 3. – С. 44-47.
  3. Инженерные шедевры России. – Н. Новгород, 2008.
  4. Филатов Н.Ф. Нижний Новгород. Архитектура ХIV – начала ХХ в. – Н. Новгород, 1994.

    2010 г.

    Назад

    Перейти в раздел «Культура, архитектура, искусство»