КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА ЗЕЛЕНСКОМ СЪЕЗДЕ

    На Зеленском съезде, справа по движению поднимающегося к кремлю автобуса, в последние годы вырос новый храм. Эта церковь вернулась на свое исконное место, на котором она простояла и прослужила нижегородцам более 300 лет.
    В древние времена на этом месте стояла деревянная Ризоположенская церковь. В 1687 г. известным строителем церквей «гостем» А.Ф. Олисовым была построена каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Она неоднократно страдала от пожаров, особенно в 1701 и 1715 гг., и была потом возобновляема. Поначалу церковь была одноглавой, с небольшой трапезной и колокольней. В 1816 г., при архиепископе Моисее (Близнецове-Платонове) обветшавшая трапезная и колокольня были разобраны, и вместо них построены новая более обширная трапезная с двумя приделами и колокольня с южной стороны. В пожаре 1853 г. Казанская церковь сильно пострадала и была восстановлена купцом Л.М. Коптевым, старостой церкви, на его счет. В 1867–1869 гг. был перестроен главный храм, под круглым куполом и с пятью главами. Престолов в церкви было три: главный в честь Казанской иконы Божией Матери, придельные в трапезной – в честь св. мч. Иоанна Воина (правый) и во имя святителя Дмитрия Ростовского (левый). В 1860-х гг. при церкви была построена часовня в память избавления Императора Александра II от покушений 4 апреля 1866 г. и 25 мая 1877 г., Государя Императора Александра III – 17 октября 1888 г. и наследника Николая Александровича – 29 апреля 1891 г. в Японии.
    Школы своей в приходе церкви не было. Приход на 1914 г. составлял всего 29 хозяйств и насчитывал 107 мужчин и 109 женщин. К 1929 г. в приходе было 145 чел. 7 мая 1929 г., когда строился Дом Советов в кремле, управляющий стройконторой Нижгубсовнархоза писал в административно-хозяйственный отдел Губисполкома, прося разрешения на разборку церквей для строительства Дома Советов. В т.ч. планировалось разобрать и Казанскую церковь на Зеленском съезде. 20 мая договор с общиной Казанской церкви был расторгнут с намерением снести «культовое здание… в целях упорядочения движения из верхней части Н. Новгорода в нижнюю» (несмотря на то, что оно было на учете Главнауки). Но постановлением Президиума ВЦИК от 30 мая 1931 г. это решение Крайисполкома было отменено. Община продолжала богослужение до 1935 г., когда 25 марта Президиум Горсовета г. Горького постановил снести Казанскую церковь «в связи с перепланировкой Зеленского съезда». В апреле 1935 г. Куйбышевский райсовет и Комиссия по вопросам культа при Президиуме Крайисполкома с постановлением Горсовета согласились, и Президиум Горьковского Крайисполкома 10 мая 1935 г. это постановление утвердил. 18 июня 1935 г. церковный совет был поставлен в известность о сносе церкви и часовни при ней. Община написала протест во ВЦИК (21 июня 1935 г.), но он утвердил решение о сносе. Храм был снесен, а община решением Куйбышевского райсовета была присоединена к Предтеченской церкви.

ПОХВАЛИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    Старинная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы стояла на горе у Похвалинского съезда. Деревянная церковь упоминается с 1678 г. В большой пожар 1715 г. она выгорела со всем внутренним украшением и утварью. Каменная Похвалинская церковь была построена в 1742–1744 гг. в 60 саженях к северу от сгоревшей на средства Григория Семеновича Рогожникова, секретаря Пермских соляных промыслов (в благодарность за это после смерти Рогожников был погребен у стены храма). По архитектуре (в Нарышкинском стиле) Похвалинская церковь напоминала Георгиевскую: на четырехугольном нижнем этаже воздвигнут главный храм восьмигранником с восьмигранным же куполом и колокольней с шатровым верхом, по высоте значительно ниже храма. Первоначально в Похвалинской церкви было два престола: главный в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, и придельный во имя св. блг. вел. кн. Александра Невского. В 1858 г. костромская помещица Д.В. Никонова устроила в память мужа еще один престол в трапезной во имя Свят. Николая (Александро-Невский престол стал правым, а Никольский – левым). Главную святыню Похвалинской церкви составляла древняя чудотворная икона Похвалы Пресвятой Богородицы. Икона эта чудесно уцелела в пожаре 1715 г. и найдена была невредимой в пепле сгоревшей дотла деревянной старой церкви, она пользовалась глубоким почитанием нижегородцев, бралась ими в дома и участвовала во всех общественных крестных ходах.
    В приходе церкви в 1914 г. состояло 88 мужчин и 114 женщин. В 1923 г. в список прихожан записалось 773 чел., а в 1926 г. – 654 чел. Это немудрено, ведь городские храмы один за другим закрывались, и люди переходили из общины в общину, по возможности минуя обновленцев. В ноябре 1937 г. члены клира Похвалинской церкви были арестованы. Священники Петр Никанорович Троицкий, Ксенофонт Филиппович Никольский и Ксенофонт Голубев, диаконы Иван Алексеевич Горшков и Ефим Степанович Конкин были приговорены 17 декабря 1937 г. к расстрелу. 15 июля 1938 г. члены церковного совета подали в Куйбышевский райсовет г. Горького заявление о закрытии церкви и принятии «имущества церкви в пользу государства», т.к. «в Похвалинском храме нет церковной службы с конца ноября 1937 г.». Постановлением заседания Комиссии по вопросам культа при Президиуме Горьковского облисполкома от 2 сентября 1938 г. Похвалинскую церковь по ул. Заломова Куйбышевского района г. Горького решено «ликвидировать, с последующим переоборудованием под библиотеку». Здание церкви сохранилось до наших дней.

НИКОЛАЕВСКАЯ НИЖНЕПОСАДСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    Старинная церковь находилась на торговой площади внизу кремля, в конце Зеленского съезда (Широкая ул.), на пересечении с ул. Рождественской. В советское время там размещался Госторг. На этом месте издревле стоял храм во имя Святителя Николая, называвшийся прежде «Николою на торгу», т.к. вокруг храма была обширная площадь с гостиным двором и «земской избой»». С большой вероятностью полагают, что на этой площади Кузьма Минин сделал свой знаменитый призыв к спасению Москвы и Отечества в 1612 г. Николаевская церковь первоначально была деревянной, много раз горела и была обновляема. В 1656 г., при царе Алексее Михайловиче «гость» Семен Задорин и дьяк Клим Патокин построили каменную церковь. Но и каменная церковь сильно страдала от пожаров, особенно в 1701 и 1705 гг., когда она лишилась всей утвари и колоколов, а в пожар 1715 г. даже разрушилась. В середине XIX в. церковь настолько обветшала, что решили её не поправлять, а построить новую. Церковь разобрали, а прихожане были распределены по другим церквам. В 1863 г. при епископе Нектарии (Надеждине) на месте разобранной церкви построена была часовня. А в 1870 г. при епископе Филарете (Малышевском) часовня эта была обращена в однопрестольную церковь во имя Святителя Николая и приписана к Крестовой церкви Архиерейского дома. В 1890-х гг. церковь была заново отделана внутри, и 23 октября 1894 г. при епископе Владимире (Никольском) освящена.
    7 мая 1929 г. Управляющий Стройконторой Нижгубсовнархоза просил и, разумеется, получил разрешение у административно-хозяйственного отдела Губисполкома на разборку церкви для строительства Дома Советов.

НИКОЛАЕВСКАЯ ОДИГИГТРИЕВСКАЯ НА ГРЕБЕШКЕ («НА ГРЯДАХ»)

    В большом нижегородском пожаре 1715 г. сгорела церковь во имя св. Николая с приделом св. мч. Феодора Тирона. Новая церковь, взамен сгоревшей, построена была в 1715–1719 гг. при митрополите Сильвестре (Волынском) тщанием приходского священника Федора Федоровского. Главный престол в новопостроенной церкви был в честь иконы Божией Матери Одигитрии, а придельные в трапезной – во имя св. Николая и мч. Феодора Тирона. Храм был одноглавый, со сферическим куполом. Отдельно стояла колокольня восьмигранной формы с шатровым верхом. В 1843 г. трапезная церковь была перестроена при деятельном участии приходского священника Алексея Стефанова.
    Постановлением секретариата Нижкрайисполкома от 16 января 1930 г. Никольская церковь на Гребешке была закрыта. По ходатайству Союзкино Президиум Свердловского райсовета от 12 августа 1930 г. постановил здание церкви передать Союзкино сроком на 3 года для размещения аудитории курсов киномехаников. К 1930 г. община от храма отказалась. Принимая во внимание, что «религиозная община, в пользовании которой находится Никольская церковь, распалась, и не в состоянии избирать церковный совет, а также уплачивать налоги, что население ЖАКТа «Гребешковец», испытывая острую нужду в здании для культурно-просветительских целей, ходатайствует о передаче ему здания Никольской церкви, выделяя для этого необходимые средства, и что со стороны Краймузея, на учете которого состоит эта церковь, возражений ...не встречается», Краевое Административное Управление 18 января 1930 г. предложило Нижкрайисполкому церковь закрыть. И Нижкрайисполком 26 января 1930 г. постановил договор с обществом верующих на пользование церковью расторгнуть, церковь закрыть, и передать ее здание ЖАКТу «Гребешковец». 12 августа 1930 г. Свердловский райсовет передал здание церкви Союзкино по его просьбе сроком на три года для размещения курсов киномехаников.

ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ СЛОБОДСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    Церковь эта находилась в Благовещенской слободе, недалеко от Благовещенского монастыря и Ромодановского вокзала, на Предтеченской улице (ныне Черниговская). По преданию, жители Благовещенской слободы поставили часовню на месте казни грабившего их разбойника Сулейки, а в XV в. деревянную часовню переделали в церковь во имя в. Иоанна Предтечи. В Сотной грамоте 1621–1622 гг. она упоминается уже как «церковь ветхая». В большой пожар 1715 г. она сгорела вместе с рядом находившейся деревянной Введенской церковью. Вместо этих двух сгоревших церквей исключительно усердием прихожан в 1721–1725 гг. при архиепископе Питириме была построена каменная Предтеченская церковь. Престолы в храме были освящены в память прежних церквей: главный в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, а придельные в трапезной – правый в честь Рождества Иоанна Предтечи, а левый – во имя Всех Святых. На погосте Предтеченской церкви была погребена невеста царя Михаила Федоровича Романова Мария Ивановна Хлопова, прихожанка церкви. В Предтеченской церкви хранилась чудотворная икона Божией Матери «Кипрская», остановившая моровую язву 1771 г. в нашем городе.
    По соглашению о пользовании зданием церкви, заключенному с Отделом по отделению церкви от государства 21 ноября 1918 г., число членов общины было на этот год 275 чел. 25 июля 1928 г. Нижгорсовет решил закрыть Предтеченскую церковь для приспособления её под рабочий клуб. 10 сентября 1928 г. по предложению Горсовета Предтеченская церковь была осмотрена специальной комиссией, которая обнаружила в трещины, «указывающие на отрыв алтаря от основного здания церкви». Комиссия пришла к выводу, что восстановление здания требует затраты больших средств и является нецелесообразным и для верующих «непосильным», а потому постановила указанную церковь разобрать. Представитель группы верующих против этого постановления не возражал.

ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ЦЕРКОВЬ ПРОРОКА БОЖИЯ ИЛИИ) НА ИЛЬИНСКОЙ ГОРЕ

    Одна из самых древних нижегородских церквей во имя св. Пророка Божия Илии была построена в 1506 г. в память избавления от нашествия татар и нагайцев под предводительством Казанского царя Махмет-Аминя. Пытаясь освободиться от подданства Московскому Великому князю Ивану III, он напал на Нижний Новгород в 1505 г., но был отражен нижегородским воеводой Хабаром-Симским при помощи пленных литовцев-пушкарей. По легенде, благодаря удачно сделанному Федей-Литовцем пушечному выстрелу, поразившему нагайского мурзу, татары в ужасе отступили от Н. Новгорода. На месте гибели мурзы, близ палатки Махмет-Аминя, и был построен деревянный храм во имя Пророка Божия Илии, властителя грома и молнии.
    По мнению составителя клировой ведомости церкви за 1914 г., он «построена в первый год ее существования священником сей церкви о. Стефаном». Известный исследователь и член НГУАК священник М. Добровольский писал: «...к 1621 г. церковь обветшала и стала очень бедною». И вместо нее при царе Алексее Михайловиче «построена была в 1655 г. священником Стефаном каменная Ильинская церковь с одною главою...». Церковь неоднократно страдала от пожаров, особенно в 1715 и 1762 гг., и потому была несколько раз обновлена. Последнее обновление перед революцией было совершено в 1875–1877 гг. при епископе Иоанникии (Рудневе), на средства потомственных почетных граждан А.Я. Бочкарева, А.И. Приезжева и церковного старосты М.Н. Смирнова. При этом трапезная была расширена, и весь храм был богато украшен внутри и снабжен новой утварью, старинный иконостас был заменен на новый, дубовый, с образцами «высокой живописной работы, написанными в мастерских Серафимо-Дивеевского монастыря».
    В Ильинской церкви было три престола: главный во имя св. Пророка Божия Илии; правый, в трапезной – Апостола Андрея Первозванного и Великомученика Пантелеймона (устроен он был в 1875 г.); а левый, в трапезной – во имя св. Великомученика Мины Египетского и Семи Отроков Ефесских (существовал при Ильинской церкви с 1717 г.). Из древних икон храма особо почитаема была икона XVI в. Семи Отроков Ефесских, пред которой особенно молились о болящих младенцах. При Ильинской церкви издревле существовала часовня. Она была устроена вновь и при расширении трапезной на правой стороне ее.
    В 1875 г. храм стал пятиглавым и, кроме того, было еще 5 небольших глав: три на каждом из трех алтарей, один над колокольней, один над папертью. В 1868 г. при церкви был построен каменный двухэтажный дом причта, «тщанием настоятеля церкви о. Глебского и церковного старосты». В 1893 г. храм был отремонтирован снаружи и внутри, и в 1897 г. община вызолотила главы храма, в 1902 г. был устроен терракотовый пол. В 1914 г. церковь украшена живописью.
    Приход церкви был маленький – всего 6 хозяйств (78 мужчин и 142 женщины). В 1923 г. в общине было 185 человек, в 1928 г. – 201 человек.
    26 ноября 1918 г. община храма заключила договор с Отделом по отделению церкви от государства на пользование зданием и имуществом: пятиглавым храмом с 8 колоколами, 26 богослужебными книгами, 56 иконами. Дом церкви на Ильинском съезде был изъят властью под квартиры. В 1927 г. из церкви были изъяты в горфинотдел 7 предметов, украшенных драгоценностями, а в 1929 г. в госмузей города были изъяты два напрестольных креста серебряных XVIII в. С 1922 г., после смерти настоятеля храма о. Иакова Прокопиевича Матусевича в настоятели Ильинской церкви община выбрала епархиального противосектантского миссионера Василия Ивановича Адаменко. Он стал очень известен благодаря беседам, которые проводил в 1921 г. в Казанской церкви по воскресеньям. Его противосектантские беседы собирали полную церковь слушателей и производили сильное впечатление своей ясностью и доступностью. «По заявлению некоторых богомольцев, (эти) миссионерские беседы благотворно влияют на …сокращение числа посетителей бесед евангелистов, собирающихся в бывшем польском костеле, почти напротив Казанской церкви», – свидетельствовал благочинный IV округа Н. Новгорода. К сожалению, община Ильинской церкви во главе с о. Василием временно уклонилась в обновленчество: в своем уставе от 9 августа 1923 г. она заявила, что отвергает иерархию «наград и отличий», стремится «к проведению в жизнь выборного начала в замещении церковных должностей от епископа до псаломщика» и богослужение будет вести «на общепонятном русском языке с проповедью Слова Божия...». Обновленчество общины проявилось в том, что в 1931 г. она издала на свои средства требник на русском языке, составленный о. Василием. А сам о. Василий на июль 1931 г. состоял секретарем «Митрополитанского церковного управления Нижегородского края» при обновленческом «митрополите» Иоанне (Миртове). Однако в отличие от других обновленческих общин, которые подчеркивали свою лояльность к советской власти, «сознательность в политическом отношении» и «непричастность к контрреволюционным выступлениям», Ильинская община отличалась активностью и оппозиционностью. Внимание НКВД было привлечено к о. Василию тем, что он организовал сестричество из девушек, ведущих фактически монастырский образ жизни. Служба в храме также была по-монастырски полной. В проповедях о. Василия был призыв устоять перед искушениями последнего «антихристова» времени. 9 декабря 1931 г. о. Василий был арестован и 18 апреля 1932 г. осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ г. Москвы по ст. 58 п. 10 УК к 3-м годам концлагеря. Отбывал наказание в ВИШЛАГе при г. Красновишерске Свердловской области. 2 июля 1934 г., по отбытии срока, о. Василий был освобожден. Ему разрешили поселиться в г. Владимире.
    Тем временем церковь, оставшаяся без настоятеля, управлялась обновленческим «митрополитанским управлением» и захирела. 9 сентября 1933 г. в Горьковский горсовет поступило заявление от заместителя настоятеля церкви митрополита Иоанна Миртова – архиепископа Иннокентия – по поручению приходского совета Ильинской церкви ее закрыть «ввиду того, что община …слишком малочисленная и бедная, по своему местоположению не может привлечь молящихся, которые могли бы поддерживать материальное положение церкви, затем часто совершающиеся в ней кражи (в течение года 6 раз), которые также подорвали ее материальное положение. Плюс ко всему этому имеющаяся налоговая задолженность, которую община выплатить не в состоянии, – просим Горьковский городской Совет расторгнуть договор с общиной и выделить представителя для приема церковного имущества Ильинской церкви».
    10 сентября 1933 г. Президиум Свердловского райсовета вынес решение о закрытии Ильинской церкви, а постановлением от 27 сентября закрепил ее здание за Краевым Архивным Управлением под секретный архив. Но 11 октября Президиум райсовета, рассматривая ходатайство Кожснабсбыта, почему-то предоставил под мастерскую пошива обуви Ильинскую церковь (16 октября Горсовет это решение утвердил). И 25 октября Горфинотдел продал здание Ильинской церкви Кожснабсбыту, который тотчас занял церковь и начал ее переоборудовать. Между тем постановление Президиума Горьковского крайисполкома о ликвидации Ильинской церкви последовало только 28 октября (здание церкви передавалось под секретный архив). Несмотря на все это, Свердловский райсовет своим письмом от 5 ноября просил Крайисполком передать церковь Межрайкоопинсоюзу под спецпроизводство сушки овощей. Должностные лица Свердловского райсовета и Горфинотдела, запутавшие дело о передаче здания церкви, понесли дисциплинарное наказание. Но судьба церкви далее по документам не прослеживается.
    Что же касается о. Василия (Адаменко), то по возвращении из ссылки он воссоединился с Патриаршей церковью. Он приезжал из г. Владимира и встречался с будущим священномучеником митрополитом Евгением (Зерновым). На Пасху 1935 г. о. Василий сослужил митрополиту Евгению. Пасха совпала в тот год с 1 Мая, и под тем предлогом, что поток двух тысяч православных, идущих с праздничного богослужения из Крестовоздвиженского собора б. монастыря, «отвлек граждан от участия в первомайской демонстрации», были арестованы все священники, служившие литургию: сам митрополит Евгений и священники Казанской церкви б. Крестовоздвиженского монастыря. 4 ноября 1935 г. о. Василий был приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей, сослан в Карагандинский лагерь, где Постановлением Тройки по Карагандинской области от 20 ноября 1937 г. был приговорен к расстрелу.
    В 1977–1982 гг. здание церкви использовалось под хлебопекарню № 3 Хлебозавода № 7, затем до 1994 г. – Нагорного хлебокомбината. Сейчас это действующий храм.

Подготовила гл. библиотекарь по краеведению
А.А. Медведева

Назад