Биография Валерия Чкалова (по документам Центрального архива Нижегородской области).

     Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 г в селе Василево (ныне г. Чкаловск) Нижегородской губернии в семье рабочего котельщика из Сормово Павла Григорьевича Чкалова. Однако документы ведут нас дальше, вглубь времен: в ревизской сказке (аналог современной переписи населения, только сословной) перед нами открывается долгая полоса рода Чкаловых – вот она, перед вами – не только к отцу, но и к деду, и прадеду, и прапрадеду Валерия Павловича.
     Второй сын крестьянина Максима Игнатьевича Чкалова Михаил и был прадедом Валерия Павловича, сын Михаила Григорий – дед будущего летчика. В 1858 г. повенчался он со своей супругой Анной Степановной; одному из 9 их детей суждено было стать отцом легендарного народного героя. Павел Григорьевич Чкалов и Ирина Ивановна Кожирнова повенчались 12 мая 1886 г. по старому стилю. У них родились 11 ребятишек: Степан в 1890, Павел в 1892, Анна в 1893, Иван в 1895, Николай в 1897, Алексей в 1899, Софья в 1901, Валерий 2 февраля 1904 г. (крещен именем Валериан, отсюда домашнее имя – Аверьян, Аверька), Александр в 1906 и Николай в 1909. А в 1910 году умерла Ирина Ивановна Чкалова, 7 апреля по старому стилю. То есть, Валерий Павлович в 6 лет лишился матери. Павел Григорьевич позднее женится на крестьянской дочери Наталье, которая приняла его детей как своих, и они платили ей тем же. Валерий Павлович называл ее матерью, а она очень гордилась его победами.
     По воспоминаниям современников, рос Валериан мальчишкой отчаянно смелым и веселым. Заводила, душа компании, инициатор самых рискованных игр и забав: нырял с палуб проходящих мимо Василева пароходов, мог, едва услышав гудок, сообщить его название и фамилию капитана судна. Волгу он любил верно и преданно: посмотрите на снимки его на родной реке. Необходимо и несколько слов сказать об отце, о человеке, у которого Валерий Павлович унаследовал широту натуры, русскую удаль, богатырскую стать. Павел Григорьевич был необычным крестьянином, крестьянином лишь по происхождению. Он с крестьянской бригадой строил дома в Балахнинском уезде (здесь также представлен такой документ, как доверенность, выданная Павлом Григорьевичем Д. Серебровскому, присяжному поверенному, на право ведения от имени Павла Григорьевича дела по иску его к г-ну Суханову – как раз по поводу подрядов на строительство), владел двумя пароходами – вы видите здесь учетную карточку пароходовладельца П.Г. Чкалова, человеком он был небедным и хозяйственным. Поэтому, вполне естественно, что у Павла Григорьевича возникли проблемы с восприятием новой реальности: «красную» власть он воспринял. В документах архивного фонда УКГБ по Нижегородской – Горьковской области хранится дело на арестованного отца Валерия Павловича, обвинение – контрреволюционная деятельность. Прямых доказательств причастности крестьянина П.Г. Чкалова к конкретному контрреволюционному выступлению не было, поэтому ЧК через некоторое время его освобождает. Вот типовая на 1920 год анкета арестованного, заполненная отцом Валерия Чкалова. Рано лишившись матери, долгое время с самого детства, проводя с отцом, в том числе и на пароходах, Валериан многое от него воспринял, многое перенял. Из документа Горьковского облисполкома от 1937 г. вы можете видеть, что еще при жизни Валерия Павловича его родное Васелево было переименовано в рабочий поселок Чкаловск. Именем его назовут улицы и дома культуры (на фото – ДК им. Чкалова в Чкаловске), школы и техникумы, Вузы и пароход...
    Чкалов хорошо учился в школе, по воспоминаниям учителей, ему особенно легко давалась арифметика. После окончания школы он успешно сдал вступительные экзамены и поступил на судомеханическое отделение Череповецкого технического училища. Документов об этом, к сожалению, не сохранилось; по фондам архива очень трудно описать довольно значительный кусок биографии будущего летчика, и здесь для нас основным источником становятся воспоминания современников, а они устами сестер и брата, товарищей рассказывают, что с началом Гражданской войны училище было закрыто, и Валерий возвратился в Василево, где работал подручным молотобойца, кочегаром на землечерпательной машине «Волжская-8», на пассажирском пароходе «Баян». С палубы этого корабля Чкалов увидел пролегавший над Волгой гидросамолет, и у него впервые появилось горячее желание стать летчиком. Но в 16 лет поступить в авиашколу, куда принимали только военнослужащих, было не так-то просто. По совету знакомого Валерий записался добровольцем в Красную армию и был зачислен слесарем в Канавинский авиапарк. Молодому красноармейцу не раз приходилось выезжать на линию фронта, чтобы собрать остатки сбитых самолетов и доставить в авиапарк для восстановления. И каким бы трудным ни было задание, он всегда выполнял его с честью. К сожалению, и этими документами мы не располагаем, и лишь из «устной истории» мы знаем, что именно тогда Чкалов твердо решил, что будет летчиком, во что бы то ни стало. После неоднократных и настойчивых просьб в виде исключения командование авиапарка направляет его на учебу в Егорьевскую теоретическую школу летчиков. В Егорьевской, а затем в Борисоглебской летной школе Валерий был одним из первых учеников, он быстрее всех усваивал теорию, устройство самолетов.
    Очень энергичный и решительный, Чкалов поражал всех своим горячим желанием летать. В нем гармонично сочетались богатырское здоровье (недаром, как вспоминала сестра Валерия Павловича – Анна, он был крещен ледяной водой из Волги), отличная физическая подготовка с целеустремленностью и отнюдь нерядовыми способностями. В 19 лет, в августе 1923 г., Чкалов на самолете «Аврора» совершил свой первый самостоятельный полет. В октябре того же года, как один из самых одаренных выпускников Борисоглебской летной школы, он был направлен в Московскую школу высшего пилотажа, а по ее окончании – в Серпуховскую школу воздушной стрельбы и бомбометания.
    С 1924 г. Валерий Павлович служил в Ленинградской Краснознаменной авиаэскадрилье им. П.Н. Нестерова (документов об этом в фондах ЦАНО и ГОПАНО, к сожалению, не сохранилось). Здесь он прославился как искусный летчик: винтом самолета осуществляет таран учебной цели – шара-пилота, пилотирует машину колесами вверх, пролетает под аркой моста в Ленинграде, разрабатывает наступательную тактику ведения воздушного боя, применяя различные формы сочетания огня и маневра. Чкалов – непревзойденный мастер высшего пилотажа, автор многих его фигур, в т.ч. «восходящий штопор» и «замедленная бочка». Он первым применил ведение стрельбы с перевернутого самолета. Чкаловский опыт советские летчики использовали уже в первые дни Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: шли в лобовую атаку, таранили вражеские самолеты. Это будет потом, а пока Чкалов за свои эксперименты получал нарекания и взыскания начальства и даже вынужден был уйти из армии в отставку.
    В 1929-1930 гг. Валерий Павлович работал летчиком в Ленинградском Осоавиахиме. Но, по его словам, ему было «скучно и грустно», такие полеты не подходили ему по духу. В ноябре 1930 г. В.П. Чкалов был зачислен летчиком-испытателем в научно-исследовательский институт Военно-Воздушных Сил. За время своей работы в нем он совершил более 800 полетов, поднял в воздух 30 типов машин, испытывая их на предельных нагрузках. В НИИ самолеты поступали для испытаний перед запуском их в серийное производство, летчик лишь проверял их летные качества. Чкалову же хотелось принимать участие в создании новых машин. В январе 1933 г. он перешел работать на Нижегородский авиационный завод (з-д № 21 им. С. Орджоникидзе). Здесь он стал одним из лучших летчиков-испытателей. За исключительное мужество и смелость, проявленные при испытании истребителей И-15 и И-16, в мае 1935 г. Валерий Павлович был награжден орденом Ленина.
    Одной из неотъемлемых черт его личности было то, что Чкалов никогда не останавливался на достигнутом, его всегда манило все новое. Он с огромным вниманием следил за успехами в освоении Арктики, за рекордами дальних беспосадочных перелетов зарубежных и советских летчиков.
    В 1936 г. летчик-испытатель Г.Ф. Байдуков, хорошо знавший Чкалова по совместной работе в Научно-исследовательском институте ВВС, предложил ему возглавить экипаж и совершить перелет через Северный полюс. Перелет через Северный полюс – сложное и рискованное предприятие, которое было невозможно без особой подготовки и знаний метеорологической обстановки Севера; правительство СССР разрешило полет только в пределах территории Советского Союза.
    20-21 июля 1936 г. В.П.Чкалов вместе с Г.Ф.Байдуковым и А.В.Беляковым осуществили первый беспосадочный полет Москва – Земля Франца Иосифа – Петропавловск-на-Камчатке – остров Удд (ныне о. Чкалов). 56 часов 20 минут без посадки, 9375 километров пройденного пути – таков итог этого перелета, о котором вскоре заговорил весь мир. Родина высоко оценила этот подвиг: постановлением ЦИК СССР от 24 июля 1936 г. В.П. Чкалову и членам его экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза, Валерий Павлович также был награжден вторым орденом Ленина.
    Мысль о перелете через Северный полюс по-прежнему волновала его. Летчики часто собираются вместе, разрабатывают новый, более сложный маршрут: Москва – Северный полюс – Америка. Нелегко было добиться разрешения на новый перелет. Страна готовилась к проведению научной экспедиции дрейфующей станции «Северный полюс-1». С началом ее работы было дано «добро» и экипажу В.П.Чкалова.
    Листая страницы стенограммы выступления В.П. Чкалова перед избирателями Ждановского района г. Горького, сохранившейся в ГУ ГОПАНО, узнаем, что разрешение перелет СССР – США через Северный полюс было получено летчиками 25 марта 1937 г. Перелет был намечен на 15-20 июня. Времени на подготовку оставалось не так уж и много. По словам Валерия Павловича, она была очень своеобразной: инженеры отлаживали и проверяли узлы, детали самолета, но и летчики обязаны были знать о машине все. Членов экипажа могли разбудить среди ночи, и они должны были тут же все рассказать: как они стали бы действовать при отказе какого-либо прибора, что следовало сделать в той или иной ситуации. Готовясь к перелету, экипаж хорошо изучил маршрут до Северного полюса, «... что же было за Северным полюсом», – рассказывал Чкалов, – могли только предугадывать... какого-либо страха не было... нам выпала честь проложить путь через Север в США». Но для советских летчиков важно было и то, чтобы полет прошел «без сучка и задоринки».
    18 июня 1937 г. самолет АНТ-25 взлетел со Щелковского аэродрома и взял курс на Северный полюс. В течение 6 часов полета погода благоприятствовала им, но вскоре испортилась, и на пути возник первый циклон, на обход которого было затрачено несколько километров. Тут же встретился новый циклон; так как обойти его было невозможно, то было принято решение войти в него и некоторое время лететь вслепую. Самолет подвергся обледенению, погода все более ухудшалась. Летчикам пришлось вывести машину поверх циклона. Над Канадой, у Медвежьего озера Чкалов зафиксировал высоту в 7 тысяч метров. Чтобы избежать обледенения, губительного для самолета, приходилось лететь на большой высоте. Кончился запас кислорода, рассчитанный на 8 часов полета, наступило кислородное голодание, у всех членов экипажа из носа пошла кровь, приходилось дышать ртом. Но мужество, воля и упорство позволили летчикам выполнить задание. 20 июня 1937 г. полет был завершен в Ванкувере. Экипаж пробыл в воздухе без посадки 63 часа 25 минут и покрыл расстояние более 10 тысяч километров, из них около 6 тысяч километров самолет прошел над океаном и льдами. А затем были теплые и торжественные встречи советских летчиков с американцами в городах Ванкувер, Портленд, Сан-Франциско, Чикаго, Вашингтон, Нью-Йорк. В их честь трижды салютовали. В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова принял президент США Рузвельт. За перелет Москва – Северный полюс – США в июле 1937 г. В.П. Чкалов был награжден орденом Красного Знамени. Но не только благодарная Родина отметила своего героя, но и малая его родина – Нижегородская – Горьковская земля. В связи с приездом Валерия Павловича созывается специальный пленум горсовета, президиум горсовета принимает постановление «Об ознаменовании героического перелета экипажа тов. Чкалова В.П.», его имя решено присвоить самым разным объектам – улице, школе и др. Валерий Павлович выступает перед партактивом г. Горького, рассказывает им о пребывании советских летчиков в США.
    Летчика-героя выдвигают кандидатом в депутаты, посмотрите на копию с плаката «Голосуйте за наших кандидатов В.П. Чкалова и В.В. Верендякина» и текст самого Валерия Павловича «К моим избирателям». Он много ездит по области (об этом нам говорят и телеграмма ветлужан с просьбой к летчику – посетить их район, и справка Горьковского обкома партии о проведенных с его участием митингах и собраниях), встречается и разговаривает с людьми. Встречи, общение с качественно разными группами слушателей это не в диковинку, он сам – часть этого же самого русского, советского народа. Да и работа, фактически, представителя проголосовавших за него горьковчан в Верховном Совете СССР, не была для Валерия Павловича проформой, чем-то вторичным, он искренне старается для людей, он с огромным вниманием относится к каждой просьбе, к каждому письму, будь то письмо секретаря Свердловского райкома партии о необходимости благоустройства Верхневолжской набережной, или это письмо мальчика, школьника С. Есина, который просит разрешить вопрос с переводом его в географически более близкую школу в Катунках. Об этом говорят выдержки из перечня писем, полученных от Валерия Павловича в Горьковском облисполкоме. Все они – о конкретных проблемах, о нуждах людей. Несомненно можно сказать, что и на поприще общественной деятельности Валерий Павлович проявил себя очень честным и очень незаурядным человеком…
    15 декабря 1938 г. при испытании истребителя И-180 В.П. Чкалов погиб. Выглядел он очень зрелым человеком, но, представьте себе, что было ему всего 34 года, он просто молод, и, конечно же, полон сил, стремлений и планов... Газета «Горьковская коммуна» за 16 декабря того же года опубликовала сообщение о гибели прославленного летчика. В некрологах, подписанных руководителями города и области, коллективами заводов «Красное Сормово», авиационного им. С. Орджоникидзе, автозавода, выражена глубокая скорбь и боль по поводу трагической смерти земляка. В тот день газета также писала: «...его жизнь была образцом того, каким должен быть гражданин своей страны... Чкалова отличали мужество, храбрость, преданность родине и делу, исключительный героизм при выполнении заданий...». Валерий Павлович был человеком, который всегда шел навстречу любым трудностям и побеждал их. Его любили и ценили как талантливого сына Отчизны, как выражение вечной русской мечты о богатыре-защитнике, как надежду. Благодарные слова – в постановлении Совета Народных комиссаров СССР об увековечении памяти знаменитого летчика и протоколы заседаний – бюро Горьковского обкома ВКП(б) и бюро Чкаловского райкома ВКП(б) о проведении траурных дней памяти В.П. Чкалова.
    В память о великом летчике и земляке на его родине в п. Чкаловске (в 1937г. бывшее село Василево было переименовано в пос. Чкаловск, а в 1955г. – в город Чкаловск). 7 июня 1940 г. был открыт мемориальный музей, одна из улиц поселка стала носить его имя. 15 декабря 1940г. в г. Горьком на Волжском откосе, откуда Валерий Павлович любовался заволжскими далями, был установлен памятник герою. Горисполкомом было решено соорудить и памятник летчику в самом селе Высокове. Был даже объявлен конкурс на лучший проект этого памятника. Народная же любовь выразилась в таком поразительном порыве искренней чистой памяти – в годы Великой Отечественной войны горьковчане, жители области, колхозники собирают средства для создания летной эскадрильи «Валерий Чкалов», чтобы самолеты с именем легендарного героя боролись за свободу Родины от фашистских захватчиков.
    Подвиг В.П.Чкалова вызывал восхищение не только у советских людей, но и за рубежом. В 1975 г. члены знаменитого Чкаловского экипажа Г. Ф. Байдуков и А.В.Беляков, проложившего в 1937 г. путь в Америку через Северный полюс, а также сын Чкалова – Игорь Валерьевич были приглашены в г. Ванкувер на открытие «Чкаловского монумента», установленного общественностью города в знак памяти и признания советских летчиков. К этой дате был выпущен красочный буклет с описанием маршрута самолета АНТ-25 и рассказом об историческом перелете. 38 лет американцы, хранившие мешок из-под соли и галету из бортового запаса летчиков, возвратили их как экспонаты в музей на родину В.П. Чкалова. Музей Валерия Павловича на его родине никогда не был оставлен вниманием властей. Даже если и не всегда хватало сил и средств. И в дни празднования 100-летия со дня рождения нашего великого земляка мемориальный музей откроет двери гостям Чкаловска.
    В одном из выступлений перед американскими гражданами в 1937 г. Валерий Павлович произнес такие слова: «Примите от ... советских людей привет и дружбу, которую мы вам принесли на своих крыльях». Эта ниточка дружбы, протянутая русскими летчиками американскому народу, с годами не оборвалась.
    2-5 февраля 1994 г. на нижегородской земле проходили торжества, посвященные 90-летию со дня рождения легендарного летчика. На празднование этого события собралось более 700 гостей: Г. Ф. Байдуков, ветераны авиации, космонавты, родственники В.П.Чкалова, иностранные делегации из США, Канады, Германии, Индии. Побывали в Н.Новгороде и на родине Валерия Павловича, в г. Чкаловске вице-мэр Ванкувера М.Уилсон, член городского Совета Ванкувера Т.Танкович, председатель чкаловского комитета Т. Аллен. По-прежнему советского летчика знают и помнят на американской земле, о нем говорили с искренним уважением так как, будто этот человек был одновременно героем и их страны. Трудно переоценить роль воспоминаний современников, как уже было сказано выше. Перед вами раздел «В.П. Чкалов в воспоминаниях». Свидетельства разных людей помогают нам сегодня восполнить то, что утрачено.
    Сколь многих литераторов, художников, скульпторов вдохновил образ легендарного летчика, человека, гражданина Валерия Чкалова на создание произведений, ему посвященных, рассказывающих подрастающему поколению о нем, о его яркой жизни и трагической гибели. Пьесы шли на сценах театров всей страны, в т.ч., в г. Горьком. В Горьковском художественном музее была подготовлена выставка памяти Валерия Чкалова, но портреты и скульптурные изображения его принадлежат «перу» не только горьковских художников: перед вами работы П. И. Гусева и В.К. Куклина. Образ Валерия Павловича Чкалова во все времена воспитывал подлинный патриотизм в подрастающем поколении.

Начальник отдела использования и
публикации документов ГУ ЦАНО
А.А. Медведева

Назад