Как известно, в Древней Руси книжность сосредотачивалась в монастырях. Нижегородская земля являет собой тому яркий пример.
    Именно в Нижегородском Печерском монастыре в 1377 г. была создана древнейшая из дошедших до нас русских летописей – Лаврентьевская. Из летописей же известны ученый монах Печерского монастыря Павел Высокий, который «книжен был вельми и философ велик», нижегородский епископ Дионисий, «книгам сказатель». Образец нижегородской литературы XIV столетия – житие вдовы нижегородского князя Андрея Константиновича монахини Вассы.
    Древний Нижегородский Печерский Вознесенский монастырь имел 190 рукописных и старопечатных книг, самая ранняя из которых датирована 1601 г., а также коллекцию актов приказного делопроизводства начиная с XVI в. В числе рукописных книг – синодики («помянники») 1649 г., в которых приводятся имена членов родов Кузьмы Минина, князя Пожарского и одного из лидеров Ополчения 1612 г. Саввы Евфимьева. В библиотеке монастыря были найдены «Летописец» и «Хронограф», изданные под названием «Нижегородского летописца» в «Древней Российской вивлиофике» Н.И. Новикова.
    Замечательной личностью был настоятель Макарьевского монастыря в 1675–1677 гг., уроженец Нижнего Новгорода Тихон Макарьевский. Он известен как составитель «Латухинской степенной книги» – своеобразной энциклопедии жизни Древней Руси. Протопоп Аввакум высоко ставил книжность макарьевских иноков. Архив Макарьевского Желтоводского мужского монастыря первоначально хранился в самом монастыре. В 1847 г. по предписанию епископа Нижегородского и Арзамасского Иакова архимандрит Варлаам передал в Церковное Древлехранилище при духовной семинарии 829 документов XVII–XVIII вв.
    Крупной была библиотека и Благовещенского монастыря. По описи 1750 г. в ней было 268 книг, в том числе 34 рукописных. Среди них были рукопись «Летописец о всех землях», букварь 1701 г. и ряд книг гражданской печати XVIII в. В 1792 г. епископ Дамаскин (Руднев) обнаружил в монастыре «Летописец от создания мира до царства Константина Палеолога с прибавлением описания о Турции, Венеции и православных патриархах» и список с грамоты царя Михаила Федоровича 1639 г.
    В XVII в. ценные книги были и в кремлевских нижегородских соборах: харатейное (написанное на пергаменте) Евангелие 1404 г. в Спасо-Преображенском соборе, и харатейный Синодик – в Архангельском соборе.
    Согласно Писцовой книге Нижнего Новгорода 1620–1621 годов, в 32 церквах города насчитывалось 619 книг, в среднем почти по 20 книг на храм. Из них 165 книг печатных (18 книг названы книгами литовской печати, 13 – московской), и 264 рукописные.
    Кроме монастырей, имели свои библиотеки и учебные заведения епархии. В первую очередь надо упомянуть Нижегородскую семинарию – она оказала заметное влияние на нижегородскую культуру. Семинарская фундаментальная библиотека существовала, вероятно, с момента основания семинарии, т.е. с 1721 г. К 1764 г. в ней числилось до 684 экземпляров книг. По распоряжению епископа Нижегородского Дамаскина (в миру Дмитрия Ефимовича Семенова-Руднева) в 1790 г. в библиотеке были сделаны опись и каталог книгам. Для научения переплетному искусству в 1791 г. был послан в Москву ученик риторики Герасим Зефиров. Сам Дамаскин, окончивший Геттингенский университет, дополнил библиотеку сочинениями лучших в то время иностранных авторов. Жемчужиной библиотеки семинарии был составленный по поручению Екатерины II двухтомный пятиязычный «Словарь языков разных народов, в Нижегородской епархии обитающихся». К 1885 г. книги были размещены в шкафах со стеклянными дверями в особом помещении семинарского здания. Они были переплетены, пронумерованы и подразделены по отделам и разрядам. В библиотеке было много древних рукописей.
    Кроме того, в семинарии с 1862 г. была основана семинарская ученическая библиотека. Находилась она в Семинарском зале, в особых шкафах. К 1885 г. закаталогизированно в ней было 523 названия книг.
    При духовных училищах епархии также были библиотеки. Духовные училища были учреждены архиепископом Питиримом как приготовительные для учебы в школе, ставшей впоследствии семинарией, в начале XVIII в. В XIX в. их стало пять.
    В Нижегородском мужском училище с 1867 г. существовали фундаментальная (721 названий книг) и ученическая (489 названий книг) библиотеки. (Училище находилось на углу Сергиевского переулка и Сергиевской улицы, напротив Сергиевской церкви, в каменном трехэтажном доме).
    В Арзамасском духовном мужском училище библиотека (дата ее основания неизвестна) содержалась на средства окружного духовенства. К 1888 г. в ней было 733 названия книг. В Лысковском духовном мужском училище фундаментальная училищная библиотека существовала с основания училища (1849 г.), составлена она была из пожертвований и приобретений. К 1888 г. в ней было 789 названий книг.
    При этом надо учесть, что до 1861 г. в Нижегородской губернии из светских библиотек были только частные библиотеки (в городах Нижнем Новгороде, Арзамасе, Семенове) и библиотеки при учебных заведениях (при Арзамасском уездном училище). В 1861 г., на волне всколыхнувших общество реформ, наконец учреждена городская Публичная библиотека. И в 60-х годах XIX в. в Нижнем Новгороде на 40 000 жителей появилось уже семь светских библиотек: городская общественная, две при губернской гимназии (фундаментальная и ученическая), при Дворянском институте, при Мариинской женской гимназии, при дворянском и коммерческом клубах.
    Но это активное время и для Нижегородской епархии. В 1862 г. в Арзамасе была учреждена духовная публичная библиотека при Крестовоздвиженской церкви (в колокольне). Основатель ее – священник этой церкви Виктор Степанович Никольский – имел целью духовно-нравственное просвещение жителей Арзамаса. К 1888 г. книг было 427 названий, журналов – 15 названий. Читателей-подписчиков было до 70 человек.
    В 1860-е гг. в епархии возникают первые братства – объединения православных для богоугодных дел. При пяти из них были библиотеки.
    Братство во имя св. благоверного Великого князя Александра Невского было открыто Городецким Феодоровским мужским монастырем в 1869 г. в селе Городце с целью «противодействия инакомыслящим в посягательство на право Православной церкви». С этой целью Братство содержало библиотеку.
    Братство святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учрежденное в 1870 г. в Н. Новгороде при церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Нижегородской губернской гимназии, содержало ученическую квартиру из семи комнат и библиотеку при ней.
    Мининское братство, основанное в 1872 г. при Козмодамиановской церкви г. Н. Новгорода, содержало библиотеку в 200 книг.
    Братство Св. Креста, учрежденное архиепископом Нижегородским Иоанникием 9 февраля 1875 г. при Нижегородской Духовной семинарии, имело целью обращение в православие старообрядцев и сектантов. Для этого устроена была библиотека из «старописьменных книг», брошюр и журналов.
    Братство Преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, открытое в 1875 г. при Владимирской церкви в Канавинской слободе г. Н. Новгорода с целью «содействия распространению народного образования и нравственного воспитания малолетних детей обоего пола», содержало городское приходское начальное народное мужское училище на Напольно-Вокзальной улице в Братском доме. В училище были фундаментальная и ученическая библиотека из 400 книг.
    При вновь возникающих учебных заведениях епархии также появляются библиотеки. В Нижегородском епархиальном женском училище, которое было открыто в 1866 г. и находилось на углу Большой Покровской улицы и Холодного переулка, фундаментальная библиотека существовала с 1871 г. и имела 689 книг.
    Церковно-учительская школа, которая была учреждена в 1886 г. в Н. Новгороде на Тихоновской улице епископом Модестом по призыву Александра III к «образованию и воспитанию народа в духе христианской веры и церкви», своей задачей ставила подготовку выпускников духовных училищ или недоучившихся семинаристов к учительству. В этой школе была фундаментальная библиотека, основанная в 1887 г. К 1888 г. она имела 254 книги.
    Церковно-приходские школы стали возникать после реформ 1860-х гг. К 1912 г. в губернии было уже 479 школ в уездах. Священство епархии, помимо учебного процесса, занималось организацией библиотек и читален при школах (книги религиозного содержания были популярны у молодежи даже в 1915 г.). К 1915 г. в епархии было и 16 монастырских школ – 4 мужских, 10 для девочек и две смешанных. При школах были библиотеки.
    Следующий толчок к просвещению народа дал известный исследователь-краевед архиерей Макарий (в миру Николай Кириллович Миролюбов). Будучи епископом Нижегородским и Арзамасским, он учредил в Н. Новгороде 4 февраля 1884 г., в день празднования св. благоверного великого князя Георгия, Братство св. благоверного великого князя Георгия Всеволодовича и епархиальный училищный совет при нем. Целью было развитие народного образования в епархии на началах православной веры. Для этого Братство и Совет должны были руководить духовенством епархии. Они заботились и об учреждении церковных и благочиннических библиотек.
    По указу Синода от 19 января 1884 г. при епархиальных консисториях предлагалось образовать архивные комиссии для концентрации в них ценных в историческом плане документов. В Нижегородской губернии указ вступил в действие с назначением в 1885 г. на Нижегородскую кафедру епископа Модеста. Благодаря стараниям епископа, щедрым пожертвованиям монастырей, благочинных и приходов, с зимы 1886 г. было основано при семинарии Церковное Древлехранилище. Целью Древлехранилища было сохранение древних церковно-исторических памятников Нижегородской епархии, в том числе старопечатных богослужебных книг и древнейших рукописей. Помещалось оно в Семинарском зале, в двух шкафах. К 1886 г. в нем насчитывались 53 рукописи (причем одна за 1509 г.), 63 старопечатные книги (имелись экземпляры за 1517 г. и 1596 г.) и 34 актовых записи (один акт – за 1594 г.). К 1914 г. в Древлехранилище уже был 431 экз. рукописных и старопечатных книг, грамот, указов и других документов.
    Епархия имела и специализированные библиотеки для церковнослужителей. Так, у созданного в 1904 г. Союза законоучителей средних учебных заведений г. Н. Новгорода была своя библиотека. С 24 февраля 1905 г. существовала библиотека-читальня нижегородского городского духовенства. Ее книгами и журналами могли воспользоваться и миряне. Помимо богословских трудов библиотека содержала исторические и педагогические книги и журналы. Бессменным председателем управления библиотеки были протоирей Алексей Порфирьев (расстрелянный в 1918 г. и прославленный как новомученик в 2000 г.).
    К 1916 г. в Нижегородской губернии уже было более 300 публичных библиотек: при начальных училищах Министерства народного просвещения, библиотек Попечительства о народной трезвости, народных библиотек губернского и уездного земств, Общества распространения народного образования и частных. Известны библиотеки: имени Н.А. Добролюбова, в память нижегородских общественных деятелей А.С. Гациского (в Нижнем Новгроде) и Ф.Ф. Павленкова (в д. Шварихе Горбатовского уезда), имени А.С. Пушкина (в Н. Новгороде и Балахне), библиотеки Общества ревнителей русской истории, Народного дома, для учителей и учащихся земских училищ, огромная библиотека Нижегородской ученой архивной комиссии и многие другие.
    Но стоит помнить, что ранее их всех возникли библиотеки монастырские и церковные. Да и некоторые из вышеперечисленных светских многим обязаны им. Так, училища Министерства народного просвещения – это зачастую бывшие церковно-приходские школы и духовные училища, отнятые Временным правительством в 1917 г. у Духовного ведомства. А библиотека Нижегородской ученой архивной комиссии самые раритетные экземпляры получила в конце XIX в. от духовных властей, которые передали в ее распоряжение архив и библиотеку Печерского монастыря.
    В советскую эпоху, в 1919 г., были переданы в Государственный архив библиотека Печерского монастыря из Нижегородской ученой архивной комиссии и библиотека Макарьевского монастыря из Церковного Древлехранилища. Само Церковное Древлехранилище после реквизиции здания семинарии в 1918 г. исчезло. Раритеты его были спрятаны хранителем у себя дома, где впоследствии и были обнаружены представителями новой власти. 21 рукописная и старопечатная книга попала в отдел редких и ценных книг Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки (три из них относятся к XVI в.).
    Это то немногое, что сохранилось от библиотек Нижегородской епархии. Но культура Нижегородского края и до сих пор многим обязана епархиальным библиотекам.

Главный библиотекарь
по краеведческой работе
А.А. Медведева

Назад